Ямантака
Ямантака (санскр. Yamāntaka, тиб. gshin rje gshed, букв. «Сокрушающий Владыку Смерти», «Уничтожающий Правителя Смерти», «Уничтожающий Яму») – йидам и дхармапала в буддизме Ваджраяны. Другое его известное имя – Ваджрабхайрава (санскр. Vajrabhairava, тиб. rdo rje ‘jigs byed, или просто ‘jigs byed – Бхайрава, букв. «Ужасающий»). Считается, что Ямантака – это гневное проявление Бодхисаттвы Манджушри.
В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму. Поскольку Манджушри – это бодхисаттва мудрости, мы можем понимать аллегорию с убийством Ямы, как победу мудрости над смертью, как достижение Освобождения, разрывающего цепь перевоплощений. Ямантакайога-тантра (Бхайрава-тантра) относится к классу недвойственных ануттарайога-тантр, что означает, что она объединяет аспекты отцовских и материнских тантр.
Ямантаку изображают как в одиночной форме, так и в форме яб-юм, со своей шакти – духовной супругой Ваджраветали. В традиции Тантры женское – это аспект мудрости, а мужское – аспект метода. Символически это передаётся изображением божества и его супруги. Однако Ямантака в любой своей форме представляет собой единство мужского и женского аспектов.
В иконографии Ямантаку изображают с шестнадцатью ногами, с тридцать четырьмя руками, с девятью головами. Херуку изображают обнажённым, он – тёмно-синего цвета. Однако в садханах также встречаются манифестации Ямантаки других цветов, в мандале они окружают центрального тёмно-синего Ваджрабхайраву и имеют по три лица и по шесть рук. Центральная нижняя голова Ямантаки – голова буйвола.
Правые его руки держат дигуг, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, ваджру, жезл, меч, дамару и другие атрибуты, а левые руки – череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, колокол, руку, саван и другие символические атрибуты. Под его ногами справа – человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (прим: это набор жертвенных животных в религии бон, за исключением верблюда и лисы). Под ногами слева – коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу тханки изображается кладбище.
Над восемью из девяти голов Ваджрабхайравы изображается голова Манджушри, чьим проявлением считается Ямантака.
Аспекты образа Ямантаки подробно разъясняются в толковании Чже Цонкапы: девять голов Ямантаки соответствуют девяти разделам буддийского канона, его тридцать четыре руки вместе с его телом, речью и умом соответствуют тридцати семи аспектам пути к Пробуждению, два рога символизируют две истины: относительную и абсолютную, шестнадцать ног – шестнадцать аспектов концепции пустоты (санскр. śūnya – шунья, пустота).
Комментариев нет
Написать комментарий