Метафизика народных орнаментов (Maelinhon)
Большое размышление в продолжение статьи о Коляде и народных праздниках. Давайте поговорим о вышивке и ткачестве, как о части Большой Метафизики? 🙂 Как сакральные узоры в вышивке и тканях отражают реальный мир и синхронизируют с ним людей? В статье будет много узоров и картинок, все кликабельны, их можно включить в большом формате и рассмотреть. Мне непросто даются статьи с условной историей и этнографией, потому что усилием воли приходится всё переводить из прошедшего времени в нынешнее, а не писать, что все боги и силы были. Когда-то давно, где-то там были боги, грахи, магия, сакрум… А потом вдруг перестали быть, вроде как их уже нет. Нет же, всё это есть, всё это живо и до сих пор окружает нас с вами, достаточно открыть глазки 🙂
Вы замечали, какая кошмарная нынче стала одежда? Повседневная мода всё больше и больше напоминает какую-то отбраковку в швейном техникуме: всё косое, кривое, большемерит, шьется с коротким передом, длинным ассиметричным задом и блестками в самых неожиданных местах. И обязательно всё каких-то мыльных, убогих тонов, где даже черный парадоксально пастелен. Я уже молчу про странную моду на оверсайз, где теряются очертания что тела, что ног. Одежда больше не «сидит» на вас, она свисает малоаппетитным пыльным мешком, постепенно переходя в огромные говнодавы на ногах. Чтобы найти что-то приличное и простое, надо прямо попотеть.
Меня это печалит и мне это всё кажется очень важным: всё таки мы всегда и всех встречаем до одежке. Даже котиков запоминаем по расцветке шубы.
И это нормально, одежда собственно и призвана показывать нас в каком-то ракурсе и влиять на восприятие: где-то показать нас лучше и красивше, чем есть, где-то — спрятать и укрыть от холода и взглядов. И, очень часто, дать какое-то представление о нас, нашем стиле, вкусах, достатке. Одежда и обувь — это тоже посыл миру, и не только плотному. Тогда почему она становится всё более однообразной и убогой?
Мне кажется, наибольшая проблема нынешних людей — полный рассинхрон с миром и его обитателями. Никто из людей (как минимум, сейчас) никогда не ощущает себя частью мира, сами же об этом много и тоскливо говорят. Что вот все, вроде как, вместе, все толпой, а я тут вот один стою в белом пальто и никого не чувствую своим бро. И так в этой толпе себя ощущает ровно каждый человек, парадокс. А почему так? Когда же прервалась связь?
Если вернуться немного назад и углубиться в психологию массы, то первое на что обращаешь внимание — многочисленные горизонтальные связи и скрепность (простите) этнических и социальных групп. Людям всегда нравится ощущать рядом плечо и идти в ногу с другими что-нибудь делать. Что-нибудь понятное, нужное, общее: совершать социальные ритуалы и понятные праздники, кого-то спасать, на что-то влиять, управлять и менять мир. У группы один язык, одни мемы, один посыл. Эта синхронизация с другими людьми важна как воздух, если говорить именно о комфорте в голове каждого. Я — часть этноса, народа, группы, вида, мы вместе едины и можем что-то сделать и повлиять, это очень важное чувство. Если ты рассинхронизован с группой, оторван от всех и не знаешь по имени ни одного соседа, ты теряешь ощущение принадлежности и власти над реальностью. Тебе начинает казаться, что ты такой один, ты изгой и занят какой-то ерундой, потому что нет никакой обратной связи от людей вокруг. Что бы ты ни делал, непонятно, нужно ли оно кому-то или нет? Потому что никто больше такого не делает, а мозг на отсутствие собратьев всегда реагирует тревогой и унынием.
На фоне этого есть еще один, еще более крупный сегмент синхронизации: вплетение себя в мир вообще. Вокруг нас с вами живет огромный, разнообразный, разноплановый мир, в котором обитают миллиарды различных существ. Элементали разных стихий, которые образуют огромные конгломераты, слои, миры… От маленькой ящерки, живущей на стихии Жизни — до огромного Тэнгри, живущего на всех стихиях сразу. Это — прекрасное разнообразие, которое люди в последнее время так упорно пытаются унифицировать и стереть из него краски. Пусть все будут одеты одинаково, говорить одинаково, и бог у всех один, и взгляды «по ветру» и даже праздники прописаны маркетологом от Бангкока до Ванкувера. Это всё — отголосок желания синхронизации с другими, которое явно зашло в большой тупик и там и продолжает стоять. И тупить.
Я не фанат протяжных стонов «раньше было лучше, трава зеленее, а деды всё знали», вы знаете. Я искренне считаю, что раньше жилось на порядки хуже, чем сейчас, прямо таки разительно хуже, голоднее, больнее и страшнее. Но вот одну вещь деды дедов точно знали: чтобы ладить со всеми, нужно и выглядеть соответственно. Твоя одежда, украшения, татуировки — это посыл, который тонкий мир считывает еще быстрее и ярче, чем люди. По тебе может и должно быть видно, кто ты и с чем пришел, часто это вопрос и выгоды и безопасности 2в1.
Вы же замечали, что вся одежда абсолютно всех народов Терры покрыта узорами, геометрией и различными символами? Как и обувь, украшения, предметы быта и даже сами тела. Зачем они так заморачивались? 🙂 Ну, с одной стороны, ходить в сером ватнике удобно, но уныло, с другой стороны, узоры – это универсальный язык, который разные народы используют для связи с миром, богами, внутренним и внешним своим состоянием.
У каждого этноса есть свои сакральные мотивы, но идея гармонизации через искусство переплетения линий, форм и символов – это одна из самых древних идей мира. Если ты одет, как Солнце, то тебя увидит Солнце и те, кто его почитает. Если ты в печали, то ты одет для печали и весь мир скорбит вместе с тобой, видя твой наряд. Если ты хочешь показать, что у тебя сегодня большой праздник — твоя одежда и головной убор будут четко говорить об этом и людям и нелюдям. И еще непонятно, кому этот посыл важнее.
А сейчас люди оставили себе только свадебный наряд (и то только у невесты) да конвертик у новорожденного. Больше различий между днями всей жизни в плане одежды не осталось.
Но ведь можно одеваться и вести быт совсем иначе, и с открытым и с тайным смыслом, приносящим плюшки и полезные связи. В линии и узоры вышивки, ткани, украшений, свечей, резьбы и рисунков мастера вплетают много чего. Зашивают, запаивают и вплетают намерение, пожелание, информацию, смысл, посыл, запрос, что угодно и что сейчас нужно транслировать. От оберега до явной угрозы. Через эти узоры человек по сути вплетает себя в тонкий мир – мир духов природы и стихий.
Поэтому, во всех культурах узоры – это не просто украшение или промысел. Это — способ вплести в жизнь человека силы, которые он уважает и с которыми хочет взаимодействовать.
Дать им сигнал. Вышивка – это нечто большее, чем искусство: это послание миру и духам, просьба о поддержке и стремление стать частью мира. То есть, ощутить плечо уже не только соседа, но соседей в самом широком смысле. Ведь духи природы, животные, птицы, боги и инферны — такие же соседи людей, с которыми можно и пообщаться и рюмочку выпить 🙂
Кельты, например, много вышивали и резали узоров, известных как кельтские узлы, символизирующих бесконечность жизни, цикличность и связь человека с природой и духовным миром. Эти сложные переплетения служат оберегами и выражают концепцию взаимосвязанности всего сущего, включая людей. Туда же скандинавы, которые использовали узоры и руны в резьбе, тканях и оружии для обращения к богам и стихийным силам. Как у всех народов, у них в символике присутствует наше Древо Жизни, которое сигналит: я твой сосед, я пришел с миром, я с того же Иггдрасиля!
Есть народы, у которых больше геометрии, чем растений, есть такие, где символы отображают настроение и какую-то идею. Например сезонные мотивы (цветение, бамбук, облака) или мотивы ваби-саби у японцев, которые подчёркивают гармонию несовершенства и мимолётности, напоминают о важности единства с естественным течением жизни. В образ вышитого или сложенного из бумаги журавля японцы вкладывают пожелание долголетия, а волны асано хака – символ устойчивости и силы. Такие узоры защищают человека от зла и привлекают удачу, а их дарение реализует намерение дарящего защитить и помочь дорогому человеку. Архаичная техника вложенного намерения, на котором работает любая магия, в том числе графическая 🙂
Китайцы и индусы в своих батиках, шелковых вышивках и резьбе традиционно символизируют единство стихий в плотном и тонком мире, где драконы и фениксы перетекают в мандалы и облака по всему периметру Древ. Такие же орнаменты есть у индейцев и сибирских народов, которые предпочитают геометрию, синхронную со схемой миров. Нанесенные на ковры, одежду, бисер и даже бытовые предметы, они выполняют функцию медитативного обращения к силам, отвечающим за плодородие и защиту племени.
Но знаете, что их всех объединяет? 🙂 Конечно же стихии!
Сакральные Узоры и Стихии
Если минимально копнуть в эту тему с ракурса именно метафизики, то мы найдем старые добрые стихии во всей своей красе. Все 13 штук + подстихии и их сплетения, энергии, трансформации и описание тонкого мира в подробной схеме. То есть, все наши любимые темы, которые как продолжали составлять основу бытия при дедах, так и продолжают, несмотря на засилье ХЭ и пастельного дерьма с логотипами убогих брендов.
Посмотрите, например, на вот такой набор балтийских символов (картинка кликабельна). Которые испокон веков вышивались, ткались, плелись и татуировались на коже.
В верхнем ряду — знаки солнечного цикла, хорошо известное всем Колесо Года и фазы Солнца: от его рождения в конце декабря (у славян это Коляда) — до его смерти под праздник Йоль.
Стихия Янского Огня.
Далее видим Лунный Крест, похожий на такой же славянский символ Колодца — символ стихии Пустоты и Луны, тонкого и бестелесного, аморфного и неплотного. В такой символ хорошо вплетаются идеи и пожелания, например, мыслеформа защиты от зла или притяжение удачи. Туда же — всё что связано с мертвецами и их миром.
Видим Иггдрасиль, у балтов это Древо Аустры, знаки Венеры и Марса, неба (верхних миров). Собственно, Аустра — это Шукра и есть, в большинстве культур планетарные грахи имеют собственное имя и описание, хотя сам граха то один. У славян Шукра называется Стрибог, а его потомки — Посвист и Немиза, в европейской «демонологии» невесть как попавшие в демоны под именами Пеймон и Пурсон. Аналогично балтийская Сауле — женская полярность бога Сурьи (он бесполый вообще), он же Ярило у славян, Ра у египтян, Митра у римлян и тд. Список синонимов ищите в Википедии, тысячи их.
Немного особняком стоят символы-сигилы местных управителей-дальрам, например Усиньша и Медейны; рядом видим сигилы богини Мары и многочисленные символы богини Лаймы. Лайма, Декла и Карта — это балтийские названия норн, хаоситов, которые плетут судьбы мира. И, конечно, видим Залктис — вездесущую ленту Мёбиуса, которая древними представлялась в виде змея Уробороса, а на деле это — попытка изобразить всю Вселенную сразу. Где микрокосм переходит по тонкой грани в макрокосм, а огромные Ткачи смыкаются с субатомным уровнем и обратно.
Вообще, балты нормально так сохранили данные по дальрам и местным покровителям, которые называются медвяй, а домовики — каукас. Есть там и покровительница лесных животных — Медейна, есть Жнец местного отделения Некро — Совий, есть Лаймонас — покровители конкретно леса и лесного плодородия.
Список огромный, но впечатляет то, что мы не видим ничего принципиально нового — все эти стихии, должности, покровители и боги есть у всех народов в разных ипостасях и под разными именами. То есть, древние люди рисовали свою символику, просто глядя в мир вокруг и отражая его реалии. Конечно, вся эта мифология густо напичкана сказками и историями, чтобы адаптировать очень сложные темы в понятную людям форму, но смысл сохраняется и уловим.
И мы видим в этих узорах простую логику: вот есть богиня, я вплетаю ее символ в колоски или нити, закладывая обращение к ней или просьбу о содействии. И когда лесовички видят человека, на котором буквально нарисовано, кто он и с кем дружит, они это считывают легко и скорее всего не станут вредить. А что несет на себе человек, у которого на шее бренд, под брендом — рабская печать, а на груди висит орудие пыток и казней? Какой от него посыл миру? Никакого позитивного вайба, такую моль можно и сожрать, чтоб не портил атмосфЭру в лесу. Всё равно за ним никого нет, кто бы мог его защитить. Отсюда и ползут мифы о том, что любая «нечисть» — априори зло, пытается сожрать и тд. Ну как бы… если на тебе написана всякая агрессивная фигня и ты пришел в лес мусорить, то какой реакции ты ждал вообще? И кем тебя опознать в свитере с оленями?
Отдельно отмечу, что балты различали разновидности стихии Света до того, как это стало Архаик Хартом 🙂 У них есть свет Солнца, то есть свет-освещение, а есть свет звезд — мерцающий свет, приходящий из далеких галактик, от дальних рубежей Вселенной. А ведь это действительно разный Свет и разные стихии. Со звездным светом работали многие народы, и европейцы, и коренные американские народности, и нигде его не путали с «другим» светом. Свет днем и свет ночью — это разные стихии. Лунный и звездный, иньский свет — мягкий, аморфный, нечеткий и неуверенный, в то время как Янская полярность — Солнце, которое и светит и греет и дает урожай.
Не менее богатая и развитая система вышивки и ткачества у славян, давайте ее немного рассмотрим. Хотя, такая же система есть буквально у каждого народа Земли, и копаться там можно годами.
Славянская вышивка включает в себя базовые элементы:
— Мировое дерево: древо Жизни с тремя или четырьмя видами миров. Оно также может изображаться как гора или столб (Збручский идол), где есть сегменты — верхние миры (крона), средние миры (ствол), нижние миры (корни) и вариативно — стихийные миры-срезы.
— Солярные символы: огонь и солнце — как символ Света, Жизни и Урожая. Солнечные круги, коловраты, свастичные элементы обозначают цикличность жизни и цикл движения Солнца.
— Символы Звезд: стихия Света, дающая искру жизни. Свет, идущий издалека, от богов и предков.
— Ромб с точкой внутри: стилизованная вагина или утроба, которая в этнографических книжках стыдливо называется засеянным полем. Ну, скажем так 🙂 Символ плодородия, земли и женской энергии, дающей жизнь.
— Гусиные лапки: Один из древнейших оберегов, защищающих от зла и показывающих движение души по мирам и новым жизням.
— Волны и зигзаги: Стихия воды, рек и потоков, символика очищения, переходов и трансформации. Ну и просто воды 🙂
— Сигилы богов и их изображения.
— Вариативные символы цветов, лесов, растений и животных. Например калина — как символ любви, дубовые листья и желуди — мужской символ, мак — оберег от дурного глаза, и тд.
А вот некоторые готовые славянские узоры, хотя там трудно отделить какие-то племена и народности — литовцы вышивают и ткут всё то же самое, что и украинцы или поляки с болгарами. Ну потому что стихий и базовых объектов не прибавляется, меняются только имена. В данном случае это условно белорусско-литовские узоры, которые сплетены в более сложные смысловые конструкции.
Видим символы предков, чистоты, силы и энергии. Многочисленные символы Солнца и света, его трансформацию в разных фазах и символы урожая. А символ Души полон лапок: она ходит тут, меж нами, уже очень давно.
Обратите внимание на символ Семья: там пересекаются 4 ромба с точкой, которые, как мы помним — символ женский. То есть семья стоит на «оплодотворенных» женщинах, которые дают жизнь. Привет матриархату Низов 🙂
В таких орнаментах очень много и повседневных символов, которые используются для притяжения энергии к еде, домашним животным, урожаю, дому. Например, резьба на посуде и роспись столовых приборов может быть призвана улучшать качества пищи, притягивать энергию к едокам и отдавать почести живущим рядом дальрамам.
В Литве также есть отдельный вид такого искусства, он называется «содас». Это традиционное ремесло плетения объемных геометрических украшений из соломы, трав и льняной нити. Проще говоря, символы не вышиваются, не ткутся, а вяжутся из трав, цветов и соломы, а потом вешаются на входе в дом, внутри дома, в сарае со скотиной, на свадьбах, над колыбелью и тд. По сути, это самый настоящий 3D гальдрастав, куда вплели и символику и намерение.
Эта традиция имеет общие черты с искусством соломенных подвесок в других странах Балтии и Скандинавии, например, с финскими химмели, но литовский содас особенно выделяется своей сакральной функцией и богатой символикой. Такая же традиция есть в Украине, плетеный с лентами фигурный сноп последнего урожая называется Дидух (Дідух). Но литовцы пошли чуть дальше и стали вплетать в содас и другую символику.
Кстати о финнах. Сейчас вот многие угорают по рунам и Скандинавии, насмотревшись всякого кино. А ведь если вдуматься в вопрос, то графическая магия — это непаханое поле интересных идей и окромя унылого Футарка. Сама суть магической графики — вложение намерения в то, что вы изображаете. Ткете на полотне, плетете в бисере или нитках, вяжете из цветов и соломы, вышиваете, режете, рисуете, плавите в свечи или мыло…
Это — ее суть. Ныне у многих рунолухов низведенная до раскопок «тру» (нет) описания от каких-то там авторитетов (нет) и начисто лишенная именно тонкой, магической основы. Ведь магия — это в первую очередь творчество. Зачем тебе книга по символам? Открой глаза и УВИДЬ этот символ, что там в него вложено, чем оно заряжено. Сотвори свой собственный символ и укрась им свою реальность, дом и тело, в этом же смысл, а не в тупом копировании «дидов». Деды ничего не знали, деды ВИДЕЛИ. Чувствовали и видели мир вокруг, отображая его в своих творениях, вкладывая в орнаменты и символы часть себя.
А вот, кстати, вышивка индейцев чероки, которые в глаза не видали ни украинцев, ни белорусов, ни литовцев, но при этом они повторяют народный украинский орнамент, который используется в вышиванках 🙂 Какие мысли? Какие орнаменты и сюжеты есть у вашего народа и в вашей местности?
Представляете, до чего у условных дедов дошел прогресс, если они на себе носили знаки планетарных гениев и стихий? Знаки богинь и Ткачей? Понимали суть природы и синхронизации с ней? Безо всякого интернета, этнографов, Википедии и прочих вебинаров с гурами. Это же просто переворачивает сознание, делая из вышивки и резьбы не предмет интереса пыльных этнографов, а самую настоящую, живую метафизику и общение с тонким. Которое можно легко повторить и использовать прямо здесь и сейчас.
Видим там и стихии, и планеты, и сигилы окружающих управителей. Видим и самих себя, таких же людей и нелюдей, как и мы сами, а это очень приятное всем нам чувство. Чувство плеча 🙂
Mylene Maelinhon (с) Материал проекта Маргинальная Метафизика
Иллюстрации — Ала, специально для Archaic Heart.
При копировании материала или его части — копирайт автора и ссылка на источник строго обязательны, иное преследуется по закону и я не про юристов.
Кто бы мог подумать. Мне интересно читать про одежду. Во как автор умеет писать!
Свежий материал 🙂
Как раз начала украшать свою одежду вышивкой, читать про различные узоры, и тут ваша статья. Благодарю за информацию, очень кстати ❤️🍀
Прочитала на одном дыхании. Очень интересно. Я раньше вышивала,только по схемам. Сейчас вяжу для себя. Буквально неделю назад захотелось вышить что-то на связанное мною свитере. Теперь надо подумать что вышить. Спасибо за такую доступную и интересную информацию. И проделанную работу.
Милен, очень интересная статья. Благодарю. Почему-то, когда сидела на море или в лесу и еды с собой не было, плела из травы фигуры, они как бы появлялось в мыслях, зачем не понимала. Теперь понимаю. Хотя вышивку и бисер не надену, но у каждого свой вкус….❤️❤️❤️
Совершенно потрясающая по гениальности статья! Просто супер!
Очень ждала эту статью, хочу подарить своё творчество паре димутов🥰 Теперь смогу ориентироваться, спасибо!
Отличная статья! Огромная благодарность Милен! Захотелось вышить пару узоров на рубашке
Отличная статья! Огромная благодарность Милен! Захотелось вышить пару узоров на рубашке
Добрый вечер! Очень интерестная статья!
Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.
Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.
Очень глубокая тема!
Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д. Добрый вечер! Очень интерестная статья!
Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.
Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.
Очень глубокая тема!
Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д.
Добрый вечер! Очень интерестная статья!
Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.
Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.
Очень глубокая тема!
Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д.
Я два раза не повторяю, не повторяю, не повторяю.
Извините, не имела ввиду никаких повторов в статье, или дополнений. Просто написала информацию в комментариях.
Жаль, что про ЮНЕСКО так и не написали 🤣
А я так и не поняла, традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО или нет?
Да, этот момент неясен 🙁
Так, ведь написано — в 2023 году традиция включена в Юнеско.
Очень познавательно! И душевно. Благодарю за статью!
Как прекрасно! Спасибо за статью!
Никогда бы не подумала, что буду читать про народные орнаменты с таким интересом. Теперь руки чешутся, чтоб из соломы попробовать сделать Содас
Милен, как всегда — потрясающая статься 👏🏼👏🏼👏🏼
Прекрасная статья! Очень вдохновляет еще глубже эту тему изучить. Спасибо большое 🙏
Теперь хочется что-нибудь изменить в своем внешнем виде.
Вообще, поражает, как много современные люди утратили.