Фрейр: Слуги Фрейра
Фрейр: Слуги Фрейра
Бейла.
Бейла (Beyla) упоминается только в прозаическом прологе к «Перебранке Локи» и в строфах 55—56 той же песни. В прологе сообщается, что Бейла и Бюггвир — слуги Фрейра. В строфе 55 она предупреждает Локи о скором прибытии Тора, который «принудить молчать <…> того, кто поносит великих богов»[1]. В следующей строфе Локи отвечает ей: «Ты, Бейла, молчи! / Ты, жена Бюггвира, / мрази вместилище[2]; / выродок ты / меж богами великими, / скотница грязная!» Бейла — один из тех персонажей, для интерпретации которых исследователям приходится обращаться к этимологии, но в данном случае этимология также почти неясна. Имя Бейлы может быть связано со словами, означающими «корова», «боб» или «пчела». Почему Локи обзывает ее «грязной», остается загадкой.
Бюггвир
Бюггвир (Byggvir) упоминается только в прозаическом прологе к «Перебранке Локи» и в строфах 43—46 той же песни. В прологе сообщается, что Бейла и Бюггвир — слуги Фрейра. В словесную распрю с Локи Бюггвир вступает, как и следовало ожидать, сразу после Фрейра. В строфе 43 он, по-видимому (с полной определенностью утверждать нельзя, так как эта строфа сложна для интерпретации), заявляет, что задал бы Локи, этой «зловредной вороне», хорошую трепку, если бы только был равен Фрейру. Локи отвечает ему презрительно: «Что там за мелочь / виляет хвостом, / пресмыкаясь пред сильными? / Вечно подачек / ты просишь у Фрейра, / за жерновом ноя»[1] (44). Бюггвир в ответ называет свое имя, сообщает, что слывет быстрым среди всех людей и богов, и добавляет: «…почетно сидеть мне / с сынами Хрофта [т.е. Одина] / на пиршестве пышном». Локи отвечает: «Ты, Бюггвир, молчи! / Не умел никогда ты / пищу подать; / не ты ль под столами / в соломе скрывался / при каждом сраженье!»
Функции Бюггвира, как и его жены Бейлы, интерпретируют, главным образом, на основе этимологии его имени, хотя задача осложняется тем, что в «Перебранке Локи» встречается вариант «Beyggvir». Bygg означает «ячмень», и многое из того, что сказано в этой эддической песни о Бюггвире, согласуется с образом ячменного зерна: оно мелкое, его мелют на мельнице и используют для варки пива. Кроме того, ячмень естественным образом ассоциируется с Фрейром как богом плодородия.
Если Бюггвир — это и впрямь олицетворение ячменя, то в скандинавской мифологии он занимает уникальное место: других подобных персонажей в ней практически не встречается.
автор Джон Линдоу.
Комментариев нет
Написать комментарий