Религия древних германцев
Религиозные представления всех языческих народов древности состояли первоначально в обоготворении явлений природы; даже в греческой мифологии под антропоморфическими образами богов заметны черты того, что они сначала были олицетворениями сил природы. При одинаковости основы всех языческих религий, понятна манера греческих и римских писателей считать иноземных богов, в том числе и богов древних германцев, за одинаковых со своими и называть их именами своих божеств. А вообще римляне и греки обращали внимание не собственно на представления иноземцев о богах, а на обряды богослужения и на характер жертвоприношений. Этим объясняется то, что известия, сообщаемые ими о религии и богах германцев, очень скудны. Цезарь говорит, что у германцев нет жрецов для совершения религиозных обрядов, что вообще германцы приносят очень мало жертв богам, что божества у них лишь такие, которых видят они и благодеяния которых очевидны; именно, божествами они считают солнце, огонь, луну; о других божествах не знают, даже хотя бы только понаслышке.
Итак, древнейшая религия германцев была служением природе, поклонением солнцу, луне, силам стихий, и эти предметы их поклонения, вероятно, не были олицетворяемы ими в образах, подобных человеку. «Человек видит воду, огонь, воздух, землю в непрерывной деятельности, видит перемены, производимые ими, – говорит Якоб Гримм. – Потому он и поклоняется им, не влагая в их действия представлений о деятельности особых от них божеств». С известиями Цезаря гармонирует и рассказ Тацита, что германский князь Бойокал, прося римлян отдать ему и его товарищам землю, остававшуюся невозделанной, поднял взгляд к солнцу и призывал в свидетельство другие небесные светила. Гармонируют с известиями Цезаря и те слова Тацита, что германские племена, жившие у северного моря, воображают, будто видят в сиянии вечерней зари фигуры богов, сияющие головы их.
Но в этом известии Тацита уже заметны следы более высокого развития представлений о богах, чем какое было у древних германцев при Цезаре; оно заметно и в других его известиях. Очевидно, что в полтора столетия, прошедшие от времени Цезаря до времени Тацита, юношеская фантазия германцев придала личные очертания силам природы, оставляя однако же соединенными в представлении о божестве понятия о деятеле и о действии, которое производит он. Быть может, этому развитию содействовало знакомство древних германцев с римлянами. Поклонение Водану (Вуотану), как наставнику, сообщавшему знания людям, возникло у рейнских племен, соседей римского государства, и только уже от них распространилось на восток. Некоторые ученые полагают, что и во времена Тацита германцы еще не имели ясных представлений о личных богах, все еще поклонялись только силам природы, которым не давали определенных очертаний. В подтверждение тому приводится знаменитое место: «они считают не соответствующим величию богов запирать их в стены храмов или изображать в человеческом виде, а посвящают им рощи и леса и обозначают именем богов то непостижимое, на что смотрят с благоговением». Но другие известия Тацита показывают, что у некоторых древнегерманских племен религия и богослужение уже приняли довольно развитую форму: были жрецы, жертвенники, священные здания, жертвоприношения, прорицания. В «Летописи» Тацит упоминает о святилище богини Танфаны, которое пользовалось у германцев большим уважением и было разрушено Германиком; а в «Германии» он рассказывает, что семь свевских племен имели общую богиню Нерту (Nerthus), которая, как они думали, правит судьбами людей и посещает народы.
Комментариев нет
Написать комментарий