Навигация

  • Боги, Пантеоны и Мифология
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Мерч Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Скандинавская мифология в европейской культуре

    Знакомство с природой, историей, образом жизни древних скандинавов позволяет лучше понять, как на скудной северной почве могло вырасти такое великолепное древо преданий. На его причудливую форму, безусловно, повлиял «перерыв в постепенном развитии».

    Содержание скандинавских мифов, рассказывающих о подвигах и приключениях небожителей, существенно ушло от праиндоевропейских сюжетов. (Ж. Дюмезиль считал, что это вызвано мощным влиянием военных вождей при сильно ослабленном или вообще отсутствующем жречестве).

    Скандинавские боги хорошо отождествляются с древнегерманскими, но их функции и место в пантеоне претерпели определенное смещение. Например, изменилось положение Громовержца (ТОР) и Бога Ясного Неба (Тюр). Оба эти персонажа были оттеснены, соответственно на второе и третье места Культурным Героем — Одином, богом военной магии и посредником на путях живых и мертвых, напоминающим греческого Гермеса. (На разрастание его культа мог оказать влияние шаманизм финно-угорских народов, с которыми скандинавы активно контактировали в сер. 1 тыс. н. э.).

    В скандинавской мифологии выделены две группы богов: меньшая — «ваны», олицетворяющая плодородие и большая «асы», связанная с военной функцией. Иногда считают, что асы могли быть богами викингов, в то время как ванов предпочитали их оседлые сородичи.

    Несмотря на христианизацию, представители обеих групп нашли отражение в названиях дней недели:
    1) Monday (Англия), Maandag (Голландия), Montag (Германия), Mandag (Норвегия), lundi (Франция), lunedi (Италия), Lunes (Испания).
    2) Tuesday (Англия), Dinstag (Голландия), Dienstag (Германия), Tirsdag (Норвегия), mardi (Франция), martedi (Италия), Martes (Испания).
    3) Wednesday (Англия), Woenstag (Голландия), Mittwoch (Германия), Onstag (Норвегия), mercredi (Франция), mercoledi (Италия), Miercoles (Испания).
    4) Thursday (Англия), Donderstag (Голландия), Donnerstag (Германия), Torstag (Норвегия), jeudi (Франция), giovedi (Италия), Jueves (Испания).
    5) Friday (Англия), Vrijdag (Голландия), Freitag (Германия), Fredag (Норвегия), vendredi (Франция), venerdi (Италия), Viernes (Испания).
    6) Saturday (Англия), Zaterdag (Голландия), Samstag (Германия), Lordag (Норвегия), samedi (Франция), sabato (Италия), Sabado (Испания).
    7) Sunday (Англия), Zondag (Голландия), Sonntag (Германия), Sondag (Норвегия), dimanche (Франция), domenica (Италия), Domingo (Испания).

    Разумеется, здесь сказалось влияние астрологии (поскольку имена богов связаны с небесными телами) и Библии (название «суббота», данное шестому дню недели). Тем не менее, показательно присутствие имен главных индоевропейских мифологических персонажей, соотносимых с выделенными в данной работе основными типами богов. Наиболее чистый пример являют германские языки. Вторник – день Тиу/Тюра (Бог Ясного Неба). Среда – день Водана/Одина (Культурный Герой). Четверг – день Донара/Тора (Бог Грома. Любопытно, что в России, где громовержец Перун контаминировался с Ильей Пророком, «ильин день» приходился также на Четверг). Пятница – день Фрейи (Великая Богиня. В России функции Великой Богини отчасти перешли на Параскеву Пятницу). Возможно, днем Бога Земных Сил являлась суббота.

    Но, разумеется, древнескандинавская мифология оставила след не только в календаре. На окраинах северного мира ее не забывали в течение всего Средневековья. В XVII веке возникло явление, названное «скандинавским ученым ренессансом». Началось собирание древних рукописей. В ХVIII в. они были широко изданы в Европе и подхвачены романтиками.

    Северные легенды (кельтская и скандинавская мифологии) послужили вдохновляющим источником для английского художника, поэта и мыслителя Уильяма Блейка. Языческие образы вошли в его стихи и картины, хотя и были творчески переосмыслены. Великану Имиру у Блейка соответствует гигант Альбион (графический лист «Танец Альбиона» и др.), содержащий в себе все человечество. Боги Один и Локи сопоставимы с демиургом Юрайзеном и демоном бунта Орком; молотобоец Тор напоминает блейковского бога творчества Лоса. Наконец, апокалиптический рев вечного волка, проходящий через всю поэму Блейка «Америка. Пророчество», разнообразные изображения чудовищного морского змея Левиафана — вызывают в памяти персонажей Эдды — Волка Фенрира и Мирового змея Ермунганда, появление которых на поверхности земли знаменует собой конец времен.

    Великолепные сюжеты эддической мифологии неоднократно обыгрывались в литературе. К ним обращались Р. Хеббель (трилогия «Нибелунги»), поэт и драматург Ж. Жироду (пьеса «Зигфрид»), Наконец, современный жанр «фэнтази» в значительной степени основан на скандинавских мотивах. Об этом говорит уже само название главного романа отца-основателя «фэнтази» Д. Толкиена — «Властелин колец» (образ проклятого кольца заимствован из героических песен Эдды).

    Перейти к

    Асгардрейден Волк Фенрир Волшебная лента

    Реклама

     

    Комментариев нет

    Написать комментарий