Фрейя – богиня с переменчивым нравом
Если Одина в скальдическом эпосе называют не иначе как Всеотец, то Фрейю – прекраснейшей из богинь, и вовсе не потому, что она замужем за владыкой Асгарда (а точнее – за его земным воплощением, Одом). Этимологически с древнескандинавского «Фрейя» (Freyja) переводится как «благородная дама», и это действительно так, ведь Фрейя происходит из древнего рода ванов. Это важный момент – Фрейя живет в Асгарде, но происходит из Ванахейма. Одно из ее эддических имен так и звучит – «Ванадис» (Vanadis), что в переводе с древнескандинавского означает «дочь ванов».
Фрейя – богиня войны, любви, страсти, похоти, раздора, откровенности, мести, богатства, красоты, искренности. В скандинавском пантеоне она занимает особое место, хотя в статусе уступает «официальной» супруге Одина – Фригг. Но как Фрейя оказалась в Асгарде, будучи ваном? Дело в том, что в изначальной войне между асами и ванами ни один из народов долго не мог получить явного превосходства. Поэтому боги заключили мир, обменявшись пленными. В Асгарде остались жить могучий бог морей Ньёрд и его дети – близнецы Фрейя и Фрейр.
В скальдической поэзии Фрейю описывают ее невысокой, стройной, голубоглазой и русоволосой. Согласно Старшей Эдде, красота Фрейи совершенна, с ней не может сравниться ни бог, ни человек. Она ездит в колеснице, запряженной двумя дикими кошками (очевидно – рысями), а ее «домашнее животное» зовут Хильдисвини (в переводе с древнескандинавского – «боевой кабан»). Но не все так просто с любимицей Одина.
Фрейю часто называют богиней войны и разрушения, но в тоже время исландские саги утверждают, будто ее сердце мягко и нежно настолько, что она искренне скорбит по каждой страдающей душе в мире смертных. В этом многоплановом образе уживаются миролюбие и отъявленная ненависть, чистосердечие и жестокость, искренняя любовь и не менее искреннее предательство (о предательстве рассказывает миф, в котором Фрейя заводит себе любовника – Оттара, которого позже превращает в того самого Хильдисвини, чтобы укрыть его от асов и Одина в частности).
Образ Фрейи во многом архитипичен для культур древнего мира. Очевидна прямая аналогия с ирландской Моориган, шумеро-аккадской Иштар (Астарта по-гречески), египетской Исидой. Все эти женщины-богини обладали не самым простым нравом, периодически изменяли своим божественным мужьям, могли как дарить жизнь (и любовь), так и отнимать ее.
Вопреки распространенному заблуждению Фрейя – не предводительница валькирий. Она живет в Фольквангре (дословный перевод с древнескандинавского – «поле людей»), туда попадает половина доблестно падших воинов. Об этом зачастую забывают, а ведь Один забирает в Вальхаллу лишь половину паших, другие достаются Фрейе. Оказавшиеся в Фольквангре не становятся бессмертными эйнхериями, точно неизвестно, чем они занимаются в чертогах Фрейи, по одной из версий – каждую ночь ублажают богиню (что в действительности маловероятно, учитывая оригинальный образ Фрейи, а не поздние легенды, возникшие при очевидном влияние христианства). Фольквангр прекрасен, а его главный зал – Сессрумнир – самое красивое место в Девяти Мирах, там царит вечная весна.
Некоторые исследователи называют Фрейю богиней жатвы. Причем в нескольких смыслах. С одной стороны Фрейе возносят хвалу, когда ждут хорошего урожая. И в тоже время всем известен характер этой богини, которая порой может собирать самую настоящую «кровавую жатву». Она способна даровать эпическую победу в сражении, но если богиня не в духе – жестокое поражение неминуемо.
Также Фрейю считали покровительницей колдовства и ворожбы. По одной из версий именно она научила скандинавских женщин искусству сейда и спа, и именно она дала Одину колдовские знания (за что Локи в соответствующем мифе обзывает Всеотца женоподобным, потому что у скандинавов колдовство считалось женским уделом, исключая гальдр и рунную резьбу).
Один из наиболее распространенных сюжетов, связанных с Фрейей – это описание ее соколиного оперения. Нет мифа, который рассказывает о том, как Фрейя получила этот уникальный артефакт, но известно, что, надевая это оперение, богиня может обращаться изящным соколом, что летает быстрее ветра и может перемещаться меж мирами подобно восьминогому скакуну Одина Слейпниру.
Другой известный миф повествует о том, как Фрейя получила ожерелье Брисингамен (его иногда называют ожерельем Брисингов). В Эддах нет этого мифа, по всей видимости, он появился приблизительно в XV веке (впервые мы встречаем его в трактате «Sottr Thattr», который был написан в 1400 году). Этот факт позволяет предположить, что речь идет о некоей стилизации, целенаправленно созданной христианскими проповедниками, чтобы очернить образ вселюбимой богини (и нужно сказать, что это не единичный случай, тут же можно вспомнить бога-кунзнеца Вёлунда, ставшего впоследствии Воландом, с которого Гёте «срисовал» Мефистофеля).
Согласно этому мифу Фрейя гуляла по Мидгарду и наткнулась на пещеру, которая привела ее в мастерскую Брисингов (братьев-гномов, которых звали Двалин, Берлинг, Грер и Альфригг). В этот момент гномы как раз закончили делать Брисингамен, золотое ожерелье исключительной красоты. Фрейя не устояла перед великолепием ожерелья, но Брисинги согласились отдать его лишь в том случае, если богиня проведет ночь с каждым из них. Фрейя согласилась, но вскоре об этом стало известно Одину (который на тот момент, как утверждает легенда, был ее «официальным» мужем). Разумеется – доложил об этом вездесущий Локи.
Разгневанный Один поручил богу-трикстеру выкрасть ожерелье, что тот и сделал. Обратился мухой и кусал Фрейю до тех пор, пока она не перевернулась на спину. Так Локи сумел снять с нее ожерелье. Проснувшись Фрейя тут же поняла, в чем дело и направилась к «муженьку» за ожерельем. Один отругал Фрейю, сказав, что заниматься подобным вану не подобает, но ожерелье все-таки вернул, правда – с одним условием. Фрея должна была развязать войну между королем Норвегии и одним из его ярлов. Зачем это было нужно Всеотцу – совсем другая история.
По другой версии Брисингамен вернул не Локи, а Хеймдаль, уличивший трикстера в краже и отобравший у него артефакт. Однако в обоих вариантах мифа Фрейя выглядит неприглядно. Однако, как уже было сказано, это достаточно поздний миф, который не имеет отношения к эддическим эпосам.
Еще одна интересная легенда рассказывает о том, как Фрейя полюбила Ода. Од, как уже было сказано, являлся земным воплощением Одина, однако об этом кроме самого Одина никто не знал, поэтому Фрейя честно полагала, что любит «гражданина Мидгарда». А потом Од внезапно пропал, и все отчего-то посчитали, что бедняга погиб. Фрейя была искренне привязана к нему, поэтому гибель любимого разбила ей сердце и с тех пор Фрея безутешна. Часто по ночам она плачет, и тогда из ее глаз катятся золотые слезы. Это древняя легенда, восходящая, по одной из версий, к германским мифам первых веков нашей эры. Здесь Фрейя – богиня искренности и чистоты, она любит беззаветно и страстно, и так же беззаветно страдает, лишившись своего возлюбленного.
P.S. Хочу отметить, что это скорее не статья, а краткий обзор. Потому что в действительности по образу Фрейи в древнескандинавской мифологии есть масса материалов – от фольклорных источников до исследовательских работ археологов. На базе всего этого «добра» реально подготовить обширную публикацию с рассмотрением эволюции образа Фрейи сразу в нескольких аспектах – от художественно-мифологического до экзотерического. И чуть позже я обязательно это сделаю…)
Источники:
· «Roles of the Northern Goddess» Davidson H.
· «Norse Mythology: A Guide to Gods, Heroes, Rituals, and Beliefs» Lindow J.
· «Dictionary of Northern Mythology» Simek R.
· «Dictionary of Norse Myth and Legend» Orchard A.
(с) Проект «РУНАРИУМ«
Интересный обзор, спасибо!