Создание искусственного человека (аналог Голема)
Големом обычно называют неодушевленную копию человека, созданную с помощью знаний, получаемых при изучении иудейской мистической системы — каббалы. Голем — существо очень сильное физически и запрограммированное на определенные действия. Считается, что говорить он не может, лишь произносить некоторые фразы. Еврейский голем создавался из глины (как люди в шумерско-вавилонской мифологии). Уничтожить голема так же трудно, как и создать. Но остатки глиняного голема до сих пор показывают в пражской синагоге.
Однако в «Пряди о Торлейве Ярловом Скальде» рассказывается об аналогичном существе, созданном на севере Европы, в Норвегии. И сделано это существо было другим способом.
Хакон ярл, оскорбленный колдовской проделкой Торлейва скальда (вдобавок, вызвавшей болезнь ярла), решил отомстить за бесчестье. Он призвал двух то ли ведьм, то ли языческих жриц. Они названы как Торгерд Невеста Храма и сестра ее Ирпа. Сестры — ведьмы не раз встречаются в текстах саг («Сага о Фритофе Смелом», например). Комментатор этого текста — Е. А. Гуревич — считает, что это «богини — защитницы» ярла Хакона. Однако же Торгерд, жена Хальги и Ирпа, сидящие в капище ярла Хакона встречаются в «Саге о Ньяле». Туда врывается человек по имени Храпп и грабит Торгерд, Ирпу, а заодно и бога Тора. Здесь также сказано, что Торгерд была ростом со взрослого мужчину. Почему ни Торгерд, ни Ирпа не сопротивлялись не сказано. Однако это не могли быть богини. А были они смертными человеческими женщинами.
Хакон хотел наслать на Исландию такое колдовство, чтобы Торлейву пришел конец. «Он совершает богатые жертвоприношения и просит совета в этом деле, и когда он получил предсказание, которое его обрадовало, он велит взять выброшенное прибоем бревно и сделать из него деревянного человека, а потом с помощью ворожбы своей и заклинаний, а также волшбы и колдовства сестер этих велит он убить некоего мужа, вынуть у него сердце и вложить в деревянного человека. Затем они дали ему одежду и нарекли Торгардом, и наделили его такой огромной сатанинской силой, что он мог и ходить, и разговаривать с людьми. Тогда они посадили его на корабль и послали в Исландию с поручением убить Торлейва Ярлова Скальда. Хакон дал ему с собой секиру, которую он взял у сестер из капища». В конце концов существо по имени Торгард убил Торлейва Ярлова Скальда, и сам тут же ушел в землю.
Заметим, что искусственного человека назвали почти также как жрицу — колдунью Торгерд — Торгард. Сделали его из дерева, выброшенного на берег — то есть из того, из чего боги — асы сделали первых людей. В отличие от големов он мог говорить. Хотя неизвестно, может быть всего несколько фраз северного мужчины считалось разговором, в то время как «уметь говорить» для пражских евреев означало гораздо большее. Тут, как говорится, бывает разница в понятиях. В остальном существо Торгард аналогичен голему — физически необычайно сильный и запрограммированный на определенное действие. То, что после смерти Торлейва люди решили, что убил его искусственный человек, может свидетельствовать о том, что какое-то представление о подобной практике вполне себе бытовало.
Примечательно то, что подобное действо описывается и в «Младшей Эдде», где рассказывается история о поединке Тора с великаном Хрунгниром: «Великаны слепили у Каменных Дворов глиняного человека, и был он девяти поприщ ростом и трех поприщ в обхвате. Только не нашли они сердца, чтобы было ему под стать, пока не взяли сердце одной кобылы, и было оно далеко не бестрепетным, когда явился Тор». Вдобавок, здесь искусственный человек (точнее, великан) вылеплен из глины — как настоящий Голем. Поскольку великаны в скандинавской мифологии были, главным образом, носителями враждебной магии и коварными чародеями, у которых порой боги что-то заимствовали, неудивительно, что «позаимствовали» и люди. Или другими словами, в истории враждебная магия, бытовавшая в свое время среди людей, приписывается великанам.
Комментариев нет
Написать комментарий