Навигация

  • Боги, Пантеоны и Мифология
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Мерч Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Интересно об индуизме

    Продолжаем раздел «Магия» и подраздел «Индия» статьёй «Интересно об индуизме«. Где затронем несколько, понятное дело, интересных моментов, которыми индуизм выгодно отличается от любой другой религии мира. Ну, конечно, и о сходствах не забудем.

    Интересно об индуизме написано в первую очередь в Википедии. На неё и будем опираться в основном. Плюс пара-тройка других, не менее интересных, источников. Так,

    Индуи́зм — религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите — сана́тана-дха́рма (санскр. सनातन धर्म, sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

    Истоки индуизма берут начало в Хараппской, или Индской цивилизации, существовавшей в III — II тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия этой цивилизации основывалась на почитании божества, имеющего много общего с индуистским богом Шивой. Умными словами этот период развития индуизма называется «формативный период».

    Подробнее: зарождение индуизма, как и всей индийской культуры, обычно связывают с протоиндийской цивилизацией, а также с реликтами иных, доарийских верований. Протоиндийская цивилизация, созданная предками дравидов (народ, язык которого, вероятно, был сходен с языками народов Урала), была важным звеном в цепи древних земледельческих культур»подородного полумесяца»; она имела высокоразвитую культуру со сложной религиозно-мифологической системой воззрений. Которая, собственно, и стала основой индуизма. Так, культы животных и растений, священных рек и камней, змей и лунных созвездий, практика ритуальных жертвоприношений и омовений сохраняется в Индии до наших дней.

    Таким образом, индуизм уходит своими корнями в ведическую цивилизацию, из-за чего его называют древнейшей в мире религией. В отличие от авраамических (иудео-христиано-исламских) религий, у индуизма

    1. не было своего основателя,
    2. в нём отсутствует единая система верований и
    3. общая доктрина.
    4. кроме того, современный индуизм не имеет центральной власти
    5. благодаря чему понятие «ересь» теряет свой угнетающий конституционные права смысл.

    Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на

    • монотеизме монотеизм (букв. «единобожие» — от греч. μονος — один, θεος — бог) — религиозное представление и учение о едином боге (в противоположность политеизму),
    • теизме (религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность)
    • политеизме (политеизм (от греч. πολύς, «многочисленный, много» + греч. θεός, «бог, божество» — «многобожие») — религиозное мировоззрение, совокупность верований, основанная на вере в нескольких богов, которые имеют собственные пристрастия, характер, вступают в отношения с другими богами и имеют специфическую сферу влияния),
    • панентеизме  (панентеизм (от греч. πᾶν ἐν θεῷ, «всё в боге») — религиозно-философское учение, согласно которому мир пребывает в боге, однако бог не растворяется в мире (как в пантеизме); синтез теизма и некоторых идей пантеизма,
    • пантеизме (пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и бог тождественны. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного бога или бога-творца. Слово «пантеизм» происходит от древнегреческого: παν (пан) — «всё, всякий» и θεός (теос) — «бог, божество»),
    • монизме (монизм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания)
    • и даже атеизме (ниришваравада (санскр. निरिश्वरवाद, «учение об отсутствии бога», «доктрина безбожия») — общее обозначение индийских философских и религиозных течений, отрицающих существование Ишвары (Создателя мира)).

    Итак, индуизм — поистине смесь разнообразнейших течений.

    Как же они увязаны друг с другом? Благодаря общим историческим корням. Так, основы индуизма были заложены протоиндийской цивилизацией. Затем начались приключения — начался ведийский период становления индуизма.

    Примерно с середины II тысячелетии на северо-западе Индостана стали проникать племена Ариев. Их язык позже стал называться ведийским санскритом. Вторжению ариев предшествовала длительная история переселения народов, говоривших на индоевропейских языках. Арии принесли сложный обряд жертвоприношения — Яджну, во время которого в жертву богам приносилось жареное говяжье мясо и галюциногенный напиток Сома.

    Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников индийской словесности, созданные на ведийском языке. Они объединяют под общим названием ведийского канона и до сих пор выполняют в индуизме роль авторитетных священных текстов. Тексты ведийского канона относят к традиции шрути (букв.»услышанное», т.е. откровение) в противоположность смрити (букв. «запомненное», т.е. предание). Традицию шрути открывают 4 веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа, о которых более подробно было написано в статье «Веды — древнейшие знания о мире».

    Индуистские писания создавались на протяжении тысячелетий, и излагаемые в них богословие и философия дают возможность для духовного осознания и являются руководством в духовной жизни и практике дхармы. Среди всех текстов индуизма Веды и Упанишады пользуются наибольшим авторитетом и считаются наиболее значимыми и древними. К другим важным священным писаниям относятся Пураны и древнеиндийские эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Часто говорится, что основная суть ведического знания изложена в «Бхагавад-гите», которая представляет собой философскую беседу между Кришной и Арджуной.

    Арии смешались с местными племенами, называемыми в Ригведе Даса. В результате состав общества усложнился, что привело сначала к варновой, а затем к кастовой системе, которые стали социальной базой индуизма. В новой системе первостепенная роль отводилась брахманам — знатокам Вед и главным исполнителям обрядов.

     

    Брахманизм получил распространение в Индии в 1 тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го тысячелетия до н.э. позиции брахманизма начали слабеть, и он на некоторое время был оттеснен другими религиями, в основном буддизмом и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни.

    Период «смешивания» представлений о мире протоиндийской культуры и арийцев называется периодом брахмазизма. Картина мира, предлагаемая брахманами, была предельно ритуализованной. Она делила мир на два уровня, сакральный и профанный; им соответствовали мир богов и мир людей. Заметно усилилась символическая сторона ритуала и выделилось главное действующее начало всех ритуальных процедур. Оно же стало пониматься как субстрат всех вещей в мире. В пантеоне на первый план выдвинулся бог-создатель Праджапати. Он стал персонифицированной творческой силой и первоосновой всего сущего, порождающей мир и хранящей его. Дальнейшее мифологическое развитие эта идея получила в концепции индуистской триады (тримурти): боги Брахма, Вишну и Шива выполняли функции сотворения мира, его сохранения и разрушения и мыслились как единое целое, воплощая триединство божественных сил.

    В эпический (VI—II век до н. э.) и последовавший за ним пуранический периоды были записаны первые версии древнеиндийских эпосов «Рамаяны» и «Махабхараты», хотя устно они передавались в течение многих веков до и после этого периода. В этих эпических произведениях описываются истории о правителях и войнах древней Индии, которые преподносятся в сочетании с религиозными и философскими трактатами. В Пуранах описываются истории различных аватар, а также девы, их взаимоотношения с людьми и битвы с демонами.

    Далее следовал такой период развития индуизма, как период Упанишад. Согласно глубинной мировоззренческой установке упанишад, отношение божества к миру рассматривается через их всеединство. Божество может представать во множестве персонификаций, но с точки зрения конечной истины оно — высшая объективная реальность и внеличностный абсолют — брахман. Он невыразим, не может быть описан в терминах дифференциальных признаков и непостигаем в рамках какой-либо логики. Точнее всего он определяется апофатически.

    Далее следуют такие периоды, как период религиозного брожения, периоды эпический, средневековый, современный. На индуизме сказались и насаждаемые в своё время в Индии мусульманство и христианство.

    Как видите, как религиозный феномен, индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия «индуизм» и четкого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия.

    Чтобы обобщить сказанное, приведём интересный пример: юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году. С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков:

    1. «почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;
    2. наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна;
    3. признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;
    4. вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности);
    5. признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями;
    6. осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;
    7. понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.

    Таким образом, хоть индуизм и представляет собой огромный конгломерат теорий, взглядов, практик более или менее ранних, общие черты всё же прослеживаются очень и очень чётко.

     

    Перейти к

    Кто такие лярвы и как с ними бороться Полюбите себя в бездействии

    Реклама

     

    Комментариев нет

    Написать комментарий