Богиня Праджняпарамита
Праджняпарамита (санскр. Prajñāpāramitā, тиб. sher phyin ma) – богиня Высшей Совершенной Мудрости. Её представляют воплощением мудрости Просветления (санскр. bodhi-jñāna). Также она символизирует Учение Махаяны.
Существуют две формы представления этой богини: Белая Праджняпарамита (санскр. Sita Prajñāpāramitā) и Жёлтая Праджняпарамита (санскр. Pīta Prajñāpāramitā).
Сита Праджняпарамита – белого цвета, изображается в медитативной позе на белом лотосе. Её символы – лотос и Праджняпарамита-сутра, священный текст о Высшей Совершенной Мудрости.
Пита Праджняпарамита изображается золотисто-жёлтого цвета. На ней украшения Самбхогакаи, на её голове – корона. Она сидит в позе лотоса (падмасана, поза для медитаций) на лотосовом троне. У неё четыре руки. В верхней правой руке она держит чётки, закрученные в восьмёрку; в верхней левой руке у неё текст Праджняпарамиты. Нижняя правая рука сложена у груди в дхармачакра-мудре (жест, символизирующий изложение Истины / на изображениях часто этой же рукой она держит ваджру); нижняя левая рука покоятся на бедре, поддерживая драгоценный сосуд. Встречаются изображения, где нижние руки богини сложены в дхьяна-мудре (санскр. dhyānamudrā / мудра медитирующего, когда руки лежат на бёдрах, одна развёрнутая кверху ладонь покоится на другой, а большие пальцы соединены).
Почему Праджняпарамита символизирует Учение Махаяны? Потому что основной практикой в Большой Колеснице (санскр. mahāyāna, тиб. theg chen) является практика Шести Парамит, или Шести Совершенств, а Совершенство в Мудрости, или Праджняпарамита, – это высшая парамита из Шести Совершенств. Шесть Парамит таковы: парамита жертвования, парамита заповедей, парамита терпения, парамита упорного усилия, парамита медитации, парамита мудрости (прим: санскритское слово pāramitā переводится и как «совершенство», и как «предел»; парамиту мудрости иногда переводят, как «запредельная мудрость»). Человек достигает совершенства в мудрости тогда, когда он овладевает парамитой медитации (санскр. dhyānapāramitā), то есть становится способным свободно входить в четыре дхьяны. Подробнее о дхьянах можно прочитать на странице «О самадхи и дхьянах». И ещё о Махаяне: практика Шести Парамит должна идти вместе, переплетаться с практикой четырёх неизмеримостей, которые есть святая любовь, святое сострадание, святая похвала, святая беспристрастность.
Из терма «Устная традиция дакини Мачиг. Великая проповедь»:
«Но Мачиг снова задала вопрос Госпоже Таре:
– Что это значит, – спросила она, – быть проявлением Великой Матери Праджняпарамиты, быть неотделимым от неё и вас, быть Дакини Мудрости? Где пребывает Великая Матерь?
Тара, смеясь, отвечала ей:
– Хотя тебе, йогини, понятно всё, что произошло сейчас, но всё же я объясню тебе значение этих слов. Слушай внимательно и запоминай.
Великая Матерь – это пустая природа всех явлений реальности, мудрость осознавания отсутствия индивидуального эго, чистое пространство, сущность, свободная от всех омрачений, абсолютная природа существования. Это Матерь, порождающая всех Пробуждённых настоящего, прошлого и будущего. Поэтому она является объектом поклонения и накопления заслуг и зовётся Пробуждёнными Великой Матерью (тиб. yum chen mo – синоним Праджняпарамиты). Для пользы всех живущих моя сущность пожелала проявиться силой молитв и намерений верующих в меня. Из сияния светоносной пустоты бытия проявился красно-золотой слог «Мум». Потоки света порождают Великую Матерь Праджняпарамиту золотого цвета, одноликую, четырёхрукую, сидящую в позе ваджра, украшенную всеми знаками и символами. Её сыновья – все Пробуждённые пространства трёх времён – окружают её со всех сторон вместе с благородными бодхисаттвами. Вокруг – чистое Небо Аканишта. В это мгновение она пребывает в этом дворце. Сейчас из моего сердца вырывается свет в виде чёрно-зелёного «Хум» и попадает в сердце Великой Матери, – произнося эти слова, Тара послала чудесный свет в бесконечность, – и он стучится в её сердце, вбирает силу всех Будд десяти сторон света и тает в центре её тела. Из пустоты рождается тёмно-синяя, как небо на закате, дакини, одноликая, четырёхрукая, которую зовут Дордже Йингчугма. Проявлений её тела, речи, ума, благих качеств и творческого деяния существует невообразимое количество. Мы возьмём одно из проявлений её сердца – чёрно-синюю, одноликую, двурукую дакини Победительницу Мары Дордже Дуддулма. У неё на макушке голова оскаленного вепря. Она держит в подчинении всех дакини, преодолела все Три Мира Сансары, победила всех гордых существ в этой Вселенной. Она – источник всех Учений. Эта дакини – Победительница Мары – на пользу всем живущим в этом мире решила показать методы покорения эго, соответствующие разным уровням способностей индивидуумов. Она рождалась в обычном теле много раз, совершенствуя свой ум через канонические учения и принося пользу множеству живых существ, пока, наконец, не родилась в Тибете. Она есть ты, дакини Мачиг Лабдрон, – сказала ей Тара».
Комментариев нет
Написать комментарий