«Да не было такого!» Что мы помним на самом деле?
Вызывая в памяти воспоминания, мы каждый раз меняем их. Сильные эмоции, связанные с памятью, могут искажать их. Что же мы помним на самом деле?
Такое свойство нашей психики, как предвзятость, известно много сотен лет. Все мировые религии говорят о том, что наше сознание «омрачено страстями» и ищут способы сделать его «просветлённым».
В современной психологии используется термин «эмоционально-мотивационные искажения познавательных процессов». Но суть идеи всё та же: наши желания (мотивация) и наше эмоциональное состояние оказывают влияние на то, что мы видим, как рассуждаем и принимаем решения.
Страсти (эмоции и мотивация) оказывают влияние и на нашу память. Сначала считалось, что мозг человека работает как видеорегистратор, беспристрастно фиксируя всё, что происходит. И что при необходимости мы можем эти «объективные данные» извлечь, вспомнить.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ
Но, во-первых, мы запоминаем информацию избирательно. Избирательность определяется самой сильной эмоцией. Представьте, к примеру, что во время отпуска вам достался плохой номер в отеле. Настроение испорчено, и под влиянием этого плохого настроения вы фиксируете (и лучше всего запоминаете) негативные детали, которые подтверждают ваше первое впечатление.
Если сначала показалось, что номер в целом неуютный и некрасивый, то потом добавляются детали – неудобная мебель, скрип дверной ручки, пыль на подоконнике, старая сантехника. Позитивные детали, например, красивый вид из окна, хорошая звукоизоляция, при этом игнорируются и не запоминаются.
ТУТ ПОМНИМ, ТУТ НЕ ПОМНИМ – ПОСЛЕДУЮЩАЯ КОРРЕКТИРОВКА
Во-вторых, информация в нашей памяти не лежит мертвым грузом, в полной неприкосновенности. Вы уже вернулись из отпуска, прошло пару месяцев, и вдруг где-то в СМИ или в интернете вы натыкаетесь на отзывы о том же отеле, в котором были. Или о похожем отеле в тех же курортных местах (сознание легко выстраивает ассоциативные связи). Эти отзывы имеют эмоциональную окраску, которая накладывается на ваши ощущения и переживания. Не факт, что ваше мнение после этого радикально изменится, но корректировка (в сторону усиления или ослабления) первоначальной эмоции произойдёт.
КОНТАМИНАЦИЯ – СМЕШЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
Под влиянием этой корректировки в памяти могут всплыть новые детали. Если вы наткнётесь на позитивные новости о своём отеле, то даже сможете вспомнить про красивый вид из окна; а если на негативные, то припомните, что ещё и персонал был не слишком приветлив. Но, что любопытно, новые детали мы не всегда вспоминаем – может произойти неосознанная контаминация (смешение) старой и новой информации.
То, что мы узнали из новостей, мы начинаем считать частью своих воспоминаний. Потому что это выглядит и звучит правдоподобно; это «похоже», «могло бы быть так», значит, так и было.
ВОСПОМИНАНИЯ НА ЗАКАЗ
В-третьих, самое интересное происходит, когда нам нужно что-то вспомнить. Целенаправленные воспоминания – это всегда коммуникативная ситуация. Проще говоря, мы пытаемся извлечь воспоминания для кого-то и с какой-то целью. Всегда есть «заказчик» воспоминаний (даже если это мы сами) и вопрос, на который он хочет получить от нас ответ.
Представьте, что про ваш летний отдых в отеле спрашивает человек, который очень вам дорог. Например, это ваша пожилая мама. Вы очень сильно замотивированы, чтобы её отдых был комфортным и безопасным. И под влиянием этой мотивации ваши воспоминания будут моментально отредактированы. Скорее всего, вы в первую очередь начнёте вспоминать «самое-самое страшное», что может навредить близкому человеку.
А если вы боитесь, что мама всё же выберет этот отель для отдыха, вы можете ещё больше сгустить краски, добавив к негативные воспоминаниям какие-нибудь придуманные детали. Ваша цель (осознанная или не очень) – не пустить маму в этот отель, и воспоминания будут отредактированы в соответствии с этой целью.
ПОЧЕМУ МЫ СОЧИНЯЕМ?
Почему мы с лёгкостью (и часто незаметно для себя) достраиваем, досочиняем свои воспоминания? Дело в том, что наше сознание оперирует не столько отдельными фактами, сколько историями.
Для сознания важна смысловая целостность, логичность повествования. И если для красивой истории нам не хватает фактов, мы с лёгкостью их придумываем.
Наши воспоминания – это тоже истории, и в зависимости от того, кому и с какой целью мы их рассказываем, мы добавляем в них новые детали, которых на самом деле не было.
Вывод можно сделать парадоксальный: мы помним и вспоминаем не то, что было на самом деле, а то что нам хочется в настоящий момент.
В любых воспоминаниях (своих, чужих) делайте поправку на эмоциональное состояние. И, возможно, сможете узнать хотя бы часть того, что «было на самом деле».
©Сергей Калинин
Комментариев нет
Написать комментарий