Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям
Ади-Будда (санскр. Ādibuddha, тиб. thog ma’i sangs rgyas) – высшая мудрость нашего изначального состояния, олицетворённая как Изначальный Будда. Эта мудрость есть свобода от любых захваченностей (санскр. и пали upādāna, букв. захваченность, привязанность / вполне вероятно, что русское слово «падкий» имеет этимологическую связь с этим словом). Отличие Будды от нас состоит в полной свободе от любых захваченностей. Пять накоплений захваченности, или скандхи, изначально нам не свойственны. Они обретены в результате того, что наша истинная сущность, которая есть природа будды, начала искать вовне и захватилась иллюзорными проявлениями. (Эти проявления в йоге называют тремя гунами, а в буддизме их рассматривают в аспекте трёх корневых ядов: Жадности, Ненависти и Невежества.) На протяжении неисчислимых кальп мы искали что-то, что могло бы удовлетворить нас. Мы погружались в новые переживания и отождествляли себя с теми состояниями, которые временно приносили нам радость. Так у нас формировался опыт, кармический опыт. На основе опыта мы могли судить о вещах и обретали новые представления. У нас появились чувства, они стали реакцией на внешние изменения. В Мире Форм проявилась форма существ. Так постепенно мы шли к нашему нынешнему существованию.
Пять дхьяни-будд (санскр. dhyānibuddha), или Пять Будд Медитации, или Пять Татхагат, олицетворяют свободу от захваченности пятью накоплениями. Пять дхьяни-будд – это:
- Будда Акшобхья
- Будда Ратнасамбхава
- Будда Амитабха
- Будда Амогхасиддхи
- Будда Вайрочана
Среди буддийских учений особенностью тантры является принцип, относящий составляющие личности (скандхи, фундаментальные элементы, чувства и их объекты) к божественным проявлениям энергии изначального состояния. Из «Вайро Драбаг» (тиб. bai ro ‘dra ‘bag):
Пять совокупностей – это пять татхагат, А пять элементов-первоначал – их супруги, Области чувственного восприятия – мужские и женские бодхисаттвы… |
Если мы свободны от пяти совокупностей (т.е. от пяти скандх, тиб. phung po lnga), это означает, что в нас реализованы пять мудростей татхагат. Символом этих пяти мудростей и являются дхьяни-будды. Вот соотношение между скандхами и дхьяни-буддами:
Дхьяни-будды | Накопления (скандхи) | Скандхи на санскрите |
---|---|---|
Акшобхья | форма | rūpa |
Ратнасамбхава | ощущения | vedanā |
Амитабха | представления | saṃjñā |
Амогхасиддхи | сформированный опыт | saṃskāra |
Вайрочана | различение, сознание | vijñāna |
Слово «скандха» (санскр. skandha, пали khandha, тиб. phung po) переводится как накопление, совокупность. Скандхи – это всё, что нас составляет. Изначально скандхи проявляются как свет, но, как результат работы различающего сознания, свет обретает цвет, дискретность, форму, и так проявляются скандхи. Выделяют пять видов скандх:
- Форма (рупа) /телесная оболочка, внешность, тело/;
- Ощущения (ведана) /чувства; ощущения делятся на приятные, неприятные, нейтральные/;
- Представления (санджня) /понятия, образы; то, что обычно называют различением, является совокупностью работы сознания, сформированного опыта и образов; к представлениям относятся сновидения, интуитивное виденье, всё, что связано с любыми образами/;
- Сформированный опыт (санскара) /склонности сознания, направляющие наши действия; это накопленный кармический опыт наших поступков тела, речи и ума; то, что запечатлено на глубоком причинном уровне, как информация о совершённых в прошлом действиях/;
- Различение (виджняна) /работа сознания, движения души; например, если сон со сновидениями более относится к представлениям, то сон без сновидений – к различению/.
Из пяти скандх самыми глубокими и первичными являются различение и сформированный опыт, далее возникают представления, затем ощущения и форма. А в духовной практике мы обычно продвигаемся от Акшобхьи (форма) к Вайрочане (сознание), т.е. освобождаемся сначала от более грубых накоплений, а затем от более тонких.
Пять великих элементов (санскр. mahābhūti, тиб. ‘byung ba che, ‘byung ba chen po) символически представлены супругами (тиб. yum, букв. супруга, шакти) пяти дхьяни-будд. Пять победоносных супруг (тиб. rgyal ba yum lnga) – это:
- Лочана (санскр. Locana, тиб. spyan ma – Лочана / sangs rgyas spyan ma – Будда-Лочана, букв. «Глаз Будды»);
- Мамаки (санскр. Māmakī, тиб. ma ma ki, производное от санскр. māmaka, букв. мой; эгоистичный);
- Пандаравасини (санскр. Pāṇḍaravāsinī, тиб. gos dkar mo, «В белом одеянии», «Богиня в белом одеянии»);
- Самайя-Тара (санскр. Samayatāra, тиб. dam tshig sgrol ma, «Спасительница, давшая святой обет»);
- Дхатвишвари (санскр. Dhātvīśvarī, тиб. dbyings phyug ma / dbyings kyi dbang phyug ma, букв. «Владычица Пространства» / также именуется Акаша-Дхатвишвари).
Соотношение между юм и элементами следующее:
Супруги дхьяни-будд | Соответствующий будда | Элемент |
---|---|---|
Будда-Лочана | Акшобхья | Земля |
Мамаки | Ратнасамбхава | Вода |
Пандаравасини | Амитабха | Огонь |
Самайя-Тара | Амогхасиддхи | Воздух |
Дхатвишвари | Вайрочана | Пространство |
Имеются тантрические тексты, указывающие на такое соотношение между юм и элементами. Здесь интересно отметить, что в «Бардо Тодрол» говорится следующее: семейство Будды Акшобхьи появляется в день, когда в потоке сознания умершего «воссияет белый свет полностью очищенного элемента Вода», а семейство Будды Ратнасамбхавы – когда «появится жёлтый свет полностью очищенного элемента Земля».
Первоэлементы, или Фундаментальные Элементы – Земля, Вода, Огонь, Воздух (или Ветер) и Пространство – это то, из чего построена живая и неживая вселенная. Их делят на тонкие и грубые, внешние и внутренние. И, конечно, они тесно связаны с пятью скандхами. Союз дхьяни-будд и их супруг олицетворяет этот принцип.
Что такое Пять Элементов (тиб. yul gyi khams lnga) на материальном уровне? В человеком теле, например, Земля – это кости и мышцы; Вода – кровь, лимфа, все текучие составляющие; Огонь – это тепло нашего тела; Воздух – дыхание; Пространство – различные полости тела.
Соотношение между скандхами и мудростями
Дхьяни-будды | Пять скандх | Изначальные мудрости |
---|---|---|
Акшобхья | Форма | Мудрость, Подобная Зеркалу |
Ратнасамбхава | Ощущения | Мудрость Равностности |
Амитабха | Представления | Мудрость Различения |
Амогхасиддхи | Сформированный опыт | Мудрость, Совершающая Деяния (Мудрость, Достигающая Всего) |
Вайрочана | Сознание | Мудрость, Постигающая Пустоту (Мудрость Дхармадхату) |
Первые четыре мудрости связаны с измерением Самбхогакая, а Мудрость Дхармадхату имеет непосредственное отношение к Дхармакае. Мудрость Дхармадхату – это наше изначальное состояние постигающей пустоты. Пустота – это вовсе не пустое место. Все мудрости представляют собой естественное состояние ума, свободное от захваченностей. Тулку Ургьен Ринпоче говорил:
«Мудрость (йеше) означает изначальное знание. Это изначальная пробуждённость, независящая от объекта. Мы осваиваемся с изначальным знанием, узнавая свою сущность как изначальную чистоту.
Мудрость изначально свободна от отвлечения. Аспект неотвлечения – это пробуждённость, которая не заблуждается. Если вы пребываете в заблуждении, пробуждённость уходит».
Из книги «Ваджрная речь»
Неотвлечение от истинной сущности и незахваченность – это очень близкие понятия. Если сознание захватывается, то есть цепляется за объекты и устремляется к порождению нового опыта, то это является заблуждением и отвлечением.
Есть ли в этой жизни что-либо, что было бы постоянно? Всё непостоянно. Со смертью Пять Элементов нашего тела распадаются, а поток нашего сознания устремляется к новому воплощению. Но существа, достигшие Пробуждения, превосходят круговорот жизни и смерти.
Комментариев нет
Написать комментарий