Навигация

  • Боги, Пантеоны и Мифология
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Будда Вайрочана

    Будда Вайрочана (санскр. Vairocana, тиб. rnam par snang mdzad – Нампар Нангдзэ, букв. «Солнечный», «Лучезарный») – один из пяти дхьяни-будд, будда Самбхогакаи. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света).

     

    Вот как в «Бардо Тодрол», тексте-тэрма Падмасамбхавы, описывается встреча в бардо души умершего (потока сознания, обретшего «психическое тело кармических наклонностей») с этим дхьяни-буддой:

    «Сын благородного семейства, очнувшись от оцепенения после четырёх с половиной дней беспамятства, ты спросишь себя: что же со мной случилось? Распознай, что это состояние бардо. В этот момент нечистое видение преобразится, и всё явится в виде образов и света. Пространство озарится синим светом, из чистого измерения центра, Всеобъемлющего Тигле, явится благословенный Вайрочана. Его тело белого цвета, он восседает на троне, покоящемся на львах, в руках у него колесо с восемью спицами. Он пребывает в союзе со своей супругой, Царицей Небесного Пространства».

     

    Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это Колесо Закона (дхармачакра; дхарму переводят здесь как «Учение», «Закон»), символизирующее учение Будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.

     

    Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона).

     

    Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.

    Из «Бардо Тодрол»:

    «Тогда из сердца Вайрочаны с супругой к тебе изольётся синий свет скандхи сознания (санскр. vijñāna, тиб. rnam shes, сознание) в её чистом измерении…»

    Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости. Скандхе сознания соответствует Мудрость Дхармадхату.

    Супруга Вайрочаны – Ваджра-Дхатвишвари (Белая Тара).

    Мир Будды Вайрочаны имеет название Акаништха (санскр. Akaniṣṭhaтиб. ‘og min, букв. с санскрита «Нет моложе», что означает Небеса Вечной Юности, и «Не ниже», что означает Наивысшие Небеса в Мире Форм.

    В переводе его имя означает «Солнечный», «Лучезарный».

     

    Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств Вайрочана проявляется как Будда-Херука.

     

    rnam par snang mdzad [Нам-пар Нан-дзэ] Нампар Нангдзэ / Вайрочана
    rnam par [нам-пар] нампар – совершенно, полностью
    snang mdzad [нан-дзэ] нангдзэ – освещать

    Перейти к

    Дхьяни-будды. От пяти скандх к пяти мудростям Будда Ратнасамбхава

    Реклама

     

    Комментариев нет

    Написать комментарий