Финские древние боги
Финны стали христианами довольно рано. Первое христианское влияние они получили с востока, из православного мира. Об этом свидетельствуют некоторые старославянские заимствования, связанные с христианством, например паппи (поп), ристи (крест) и т. д. Официально Финляндия стала христианской страной уже в начале 2-ого тысячелетия. Финны были католиками, но одновременно долго сохраняли свои старые верования и обычаи.
Древняя финская религия в целом не сохранилась. Ее сложно реконструировать. Но в семейных традициях сохранились некоторые “языческие” элементы. В Финляндии есть люди, которые считают себя финскими “язычниками”. У них есть общество, но многие считают, что у них мало общего с подлинной финской религией, такой, какой она была на самом деле.
Мы все-таки кое-что знаем о финской религии. Она, естественно, была связана с тем, что было важно для жизни древних финнов. Важными были божества, связанные с лесом и охотой, с водой и рыболовством. Тапио (Tapio) и Хииси (Hiisi) значили лес и бог леса. Финны верили, что Тапио часто посещает людей, ночующих у костра. Тапио сейчас мужское имя. Нюркес (Nyrckes) и Хиттавайнен (Hittavainen) давали людям дичь. О том, как важны были шкурки белок для древних финнов, свидетельствует то, что финское слово raha (деньги) первоначально значит “шкурка белки”. Финские матери связаны с Хиттавайненом: hitto, hittolainen, hitsi. Ахти (Аhti)— божество воды. Сколько рыбак поймает рыбы зависит от него. В народных песнях Ахти часто употребляется как имя человека или владельца какого-то региона или имущества. По сей день Ахти употребляется в Финляндии как мужское имя. Веден Эмя (Veden Ema) (Мать воды) — женское божество воды. Оно часто встречается в фольклоре южных карелов. Вяйнямеинен (Vainamoinen / Ainemoinen), возможно, тоже первоначально божество воды. Слово vaina значит пролив или река. Употребляется в фольклоре как вариант слов, обозначающих различные места воды. В финском национальном эпосе главный герой Вяйнямейнен. Популярное финское мужское имя Вяйно (Vaino).
Финны были не только охотниками и рыбаками, но и фермерами. У самых важных растений, которые выращивали, были свои божества. Ронготэус (Rongoteus) был божеством ржи. В 16-ом веке Ронготэус использовался как фамилия. Виронканнос (Vironkannos), наверное, божество овса, но в фольклоре он встречается тоже как бог наряду с самым главным богом Укко в небе. Пеллонпекко (Pellonpekko) — божество ячменя и пива. Экряс (Akras) — божество многих овощей, например гороха и капусты. Он делал землю плодородной. Кюннос (Kynnos) значит весеннее поле после пахоты. 25 мая был день гадания, люди хотели узнать каким в этом году будет урожай. Кекри (Kekri) большой праздник осенью, обычно 1 ноября. Тогда в хлеве кушали специальный суп для счастья скота. После этого уже скот не пускали пастись. Снова их пускали только весной, обычно 1 мая.
Главный бог был Укко (Ukko). Это персонификация грозы. По-фински гроза ukkonen, буквально маленький Укко. Финны так уважали грозу, что иногда пользовались эффемизмами вместо слова “гроза”. Когда Укко едет по каменной дороге в небе, будет гроза. Это воображение общее у многих народов. Охотники просили у него защиту. Просили его защитить скот. Также при заболеваниях просили его лечить, когда было много потери крови, просили его остановить кровь. Финны знали и бога грозы своих соседей — балтов. Перкеле (Perkele) сейчас название дьявола, но этимологически связано с названием бога грозы балтийских и славянских народов (например, в литовском языке Перкунас и русском Перун). Рауни (Rauni) — женское божество, возможно жена Укко. Ее дерево — рябина. Она была святым деревом. До сих пор во дворе часто растут рябины. Когда была гроза, Укко и Рауни ругались… Илмаринен (Ilmarinen) в фольклоре кузнец, который сделал небо и чудесный аппарат Сампо (о том, что такое Сампо до сих пор не знаем точно).
автор ЭСА-ЮССИ САЛМИНЕН.
Комментариев нет
Написать комментарий