Герд — жена Фро Инга, дева ётунов
Герд — жена Фро Инга, дева ётунов, была завоёвана магической силой слуги бога Скирнира (Skírnir, Сияющий/Яркий/Чистый). “Поездка Скирнира” сообщает нам, что она не желала вступать в брак с Фрейром: Скирнир пытался подкупать её золотыми яблоками и кольцом Драупнир (Draupnir, Капатель), и угрожал ей мечом Фрейра, но она не сдавалась пока он не принес волшебный прут с тремя вырезанными турс-рунами
(Thurisaz), направленными против неё, угрожая, что если она не будет с Фрейром, то он проклянёт её порочностью и сладострастием, обрекая её стать невестой трехглавого тролля. Затем она приветствовала Скирнира кубком мёда, и сказала, что она станет женою Фрейра через девять ночей в роще Барри (Barri, прим. возможно, к Barr, что значит как Хвоя, так и Ячмень).
Самое распространённое чтение этого мифа — как мифа природного. Герд – замёрзшая зимняя земля, чей жесткий покров должен быть разбит “сияющим” Скирниром, так, что бы она могла быть засеяна и стать плодородной. Имя Хримгерд (Hrímgerðr, Герд Инея) – “Ледяная Герд” – принадлежит трольше в “Песне о Хельги сыне Хьёрварда” (Helgakviða Hjörvarðssonar), предполагая контраст между ледяной и плодородной Герд. Её имя связано со словом”garth” (прим. в переводе с английского — огороженное место, ограда, двор и т.д., старосеверный аналог garðr), огороженное пространство, отсюда делается вывод, что она имеет отношение к земле, что занята и огорожена. Название рощи, где Фрейр и Герд вступают в брак — Барри, что может означать или “ячменное
поле” или “хвойное дерево/лес”. (Симек (Simek), Словарь (Dictionary), стр.32), первый вариант лучше соответствует пониманию рассказа как мифа плодородия, второй -описанием места как рощи (lundr) поэмой. В последнем случае плодородие Фрейра и Герд – не только плодородие полей, но всей земли, и дикой, и окультуренной. Поездка Скирнира является одной из эддических поэм, которые подходят в качестве сценария для ритуальной драмы. Как предлагает Берта Филпоттс (Bertha Philpotts) это может происходить каждый год во время пахоты, отражающей мощь богини и бога, подобную плугу, что взламывает земную твердь.
Пол Бибайр (Paul Bibire) рассматривает проклятье Скирнира Герд как коренящееся в её собственной природе: всё, чем он ей угрожает, является характерным для тролльш. Как воплощение сил земли, она может стать плодородной в качестве жены Фрейра, или она может решить стать бесплодной и, как следствие, заселённой троллями и ещё худшими существами.
Герд не встречается в любых других мифах, даже после своей свадьбы, она, кажется, имеет мало общего с другими богами и богиням. Никаких признаков её культа не сохранилось, как воплощение земли, она является богиней, особенно чествуемой в Дистинг, когда год начинается вновь пред дверью лета и мир воссоздает миф сватовства к ней, но, как правило, её не призывают иначе, чем вместе с другими богинями плодородия. Однако некоторые в наше время полагают, что одна из причин стихийных бедствий и плохих урожаев – гнев Герд на её забвение.
Цвета, связываемые с Герд сегодня – тёмно-красный и тёмно коричневый.
Кведульв Гундарссон.
Перевод: Надежда Топчий ( Традис ).
Комментариев нет
Написать комментарий