Хуанди и Восточный пантеон
Китай существует более 3000 лет. За это время появились и ушли в небытие многие династии, изменилась мода, даже письменность, но остались знания. Согласно повериям, некогда человеку были дарованы основы знаний по медицине, о свойствах и силе различных трав и растений, системе гаданий и предсказаний, о магических ритуалах и жертвоприношениях. Кто терпеливо обучал человека всему этому? Конечно же, боги.
Для того, чтобы понимать, как появился восточный пантеон, необходимо понимать историю Китая. По крайней мере, в части духовной культуры. По ходу исторического развития, в Поднебесной выделились 6 основных школ философии. Легизм, школа имен, натурфилософия, моизм существовали относительно недолго. Конфуцианство и даосизм выжили, завоевали большую популярность, потому вобрали в себя концепции малочисленных школ, развивая и дополняя собственную философию.
Понимание божеств происходит через призму восприятия этих двух основных философских школ. Божественные сущности, в китайском понимании этого слова, это существа просветленные, достигшие бессмертия, обладающие 10 добродетелями, одержавшие 10 сакральных духовных побед. Проще говоря, если сущность делает добрые дела, «рождён» или живет на Небе, значит, является богом. Однако, не все так просто. Само слово «божество» в китайском состоит из двух иероглифов: Шень 神 — божество, добрый дух, и Сянь 仙 — бессмертный, святой. Первоначально Шень и Сянь обозначали кардинально разных сущностей. Сянь — имеющие огромную магическую силу, находящиеся вне влияния 5 стихий люди, постигшие Дао (имеется в виду полная отрешенность от мирских дел, следование предписаниям Пути). Святые стареют, но не умирают, живут вечно. Они не являются буддисткими святыми, духами или богами. Они — отдельный вид существ. Слово Шень же обозначало богов, т.е. сущностей внеземного происхождения, непостижимых человеком в своем величии, всемогущих. После прихода в Китай буддизма индийского толка понятия бессмертных — Сянь и богов-Шень стали смешиваться и, в результате, стали взаимозаменяемы.
Существует еще одно слово, содержащее иероглиф Шень — это Гуй-Шень 鬼神, божественные духи. Этим понятием обозначаются все существа, обитающие вне физического мира, поэтому применять его к божествам не вполне корректно.
Всему миру известно, что на Востоке многобожие. Упоминания о них находятся в отдельных книгах, посвященных их жизни, или в отрывках десятков других хроник. Если учитывать абсолютно все философские ответвления, то богов Шень можно условно разделить на небесных — Тянь-Шень (天神), земных — Ди-Ци (地祇) и души умерших людей — Жэнь Гуй (人鬼). Одновременно также существует деление на прежденебесных богов (先天尊神 Сянь Тянь Дзунь Шень, буквально переводится «боги прежнего неба») и посленебесных святых (后天封神 Хоу Тянь Фэнь Шень). То есть на тех, кто существовал задолго до появления Земли и тех, кто появился позже. Именно про последних сохранилось наибольшее количество народного эпоса. На основе их великих деяний для человечества появились сотни пословиц и поговорок, активно использующихся в речи.
Беря во внимание тот факт, что исконной религией на территории государства считается даосизм, предлагаю рассмотреть какие божества есть в их пантеоне. Всего их 9 видов:
1. Правители девяти небес (九天真王 Цзю Тянь Чжэнь Ван)
2. Императоры трех небес (三天真皇 Сань Тянь Чжэнь Хуан ) (Три неба — это три высших мира — обители даосских божеств)
3. Наивысший совершенный человек или сверхчеловек (это название титула, звание знаменитого даосского деятеля или подвижника рангом выше бессмертного отшельника Сянь, в старину присваивался по царскому указу; после X в. мог принадлежать любому даосу; обитают в Высшем мире Тай цин 太清)
4. Вознесшийся на небо святой (飞天真人 Фэй Тянь Чжэнь Жень)
5. Бессмертные Лин Сянь 灵仙
6. Совершенный человек 真人
7. Небожители Лин Жень 灵人
8. Летающие бессмертные Фэй Сянь 飞仙
9. Святые отшельники Сянь Жень 仙人
Первые 3 вида можно считать богами в привычном понимании этого слова. Они наделены могущественными силами, могут повлиять на что угодно и когда угодно, живут «на небе». Порой могут спускаться на землю в непривычном облике. Это те самые боги, которые живут вечно, выглядят молодо, умеют летать, создавать миры и существ.
4, 5 и 6 виды скорее приближены к понятию святых. Они обрели бессмертие, но стареют. Их сверхъестественные силы не настолько проявлены, как у высших. Они вознеслись благодаря благодеяниям, достижению совершенства и т.п.
Оставшиеся виды живут на земле. У них магических сил может и не быть вовсе. По каким-то причинам они не смогли перейти на высшие ступени божественности, поэтому они могут быть не только бессмертными, но и просто долгожителями. К примеру, это может быть бессмертный отшельник, достигший просветления, который путешествуюет по земле и живет в удовольствие. Либо душа человека, которая выполняет на земле определенные задания. Великие духовные наставники, преисполненные мудростью трехсотоетней жизни, тоже относятся к земным святым. К слову сказать, они и есть те самые излюбленные персонажи китайского кинематографа. Высоколобый, полностью седой старец с длинной бородой и не менее длинными бровями отнюдь не простой человек. Помимо умения летать, такой пожилой дяденька лизо размахивает посохом, владеет всеми возможными видами оружия и умеет ходить по воде. Магия, кстати, является отличительным признаком божеств. Разнится лишь степень одаренности ею. Бессмертным разного ранга, как правило, чудеса доступны в ограниченном количестве: пройтись по воде, призвать огонь, пролететь из точки А в точку Б. Бывает, что Сяни вовсе лишены сверхъестественных сил, поэтому пользуются земной магией, доступной всем людям. Это не файерболы и управление ветром, а способность с помощью определенных предметов, мантр, молитв и иных действий изменять оказываемое силами природы влияние на человека или предмет, контролировать потоки стихий.
Все вышеописанное вы сможете прочитать в обычной энциклопедии по культуре, если владеете языком. Однако совсем иную картину мы наблюдаем на просторах России и СНГ. Здесь первое, что выдает поиск по запросу о восточных богах это топ 10 основных. Кто они и правдива ли информация? И да, и нет. Во-первых, в разных источниках вы найдете деления на 3, 5, 6, 7, 8, и даже 9 или 10 видов божеств. Не говоря уже об их количестве. Все они строго ранжированы, отвечают каждый за свое направление деятельности. Как вы, думаю, помните из истории, их описание складывалось на основе философии той или иной школы, потому и появилась такая разница. Как правило, под десятью главными богами понимаются олицетворения канонов даосизма (10 благодетелей), под семью — семь великих Ци-Да, которые выражают другие 7 благодетелей (земля 地, вода 水, огонь 火, ветер 风, небо 空, зрение 识 и познание 根). Здесь следует упомянуть, что китайцы считают наличие благодетелей и работу по самосовершенствованию неразрывными, одно не исключает другого. Иными словами, даже боги должны совершенствоваться. Остановка в развитии смерти подобна.
Итак, перед нами — философские течения с разными богами, но с похожими, если не идентичными, выполняемыми ими функциями. Во избежание путаницы в работе с восточными божествами, ниже вы найдете соответствие даосских и конфуцианских божеств:
В таблице содержится информация о верховных божествах. Более подробно с пантеоном каждой школы можно ознакомиться в основополагающих трудах этих школ.
(c) Греховед \ Материал Archaic Heart
Материалы для статьи взяты в китайской электронной энциклопедии 百度百科 и большом китайско-русском словаре.
Очень интересно. Любят же эти китайцы усложнять все. Спасибо автору.