Ямараджа
Яма, или Ямараджа (санскр. и пали Yama, Yamarāja – Правитель Яма; тиб. gshin rje, gshin rje rgyal po, gshin rgyal – букв. «Царь мёртвых», «Владыка смерти», здесь gshin – мертвый, смерть, rje и rgyal – правитель, царь) – дхармапала, в буддизме Ваджраяны божество класса ануттарайога-тантр. В школе Гелуг Ямараджа считается одним из трёх основных богов-покровителей этой школы. Говорят, что вместе с Вайшраваной и Шестируким Махакалой Яма был особым покровителем Ламы Цонкапы.
Одно из значений санскритского слова yama – сдерживающие заповеди, ограничивающие правила поведения; также оно может означать контроль, проверку. Правитель Яма – это бог, контролирующий перевоплощение существ.
В традиции Сутры Ямараджа известен как правитель Небес Ямы. Согласно буддийской космологии Яма пребывает на Небесах Ямы (санскр. yamaloka, тиб. gshin rje’i ‘jig rten, букв. «Мир Ямы»). Среди шести Небес богов Мира Страстей его мир находится выше Небес Четырёх Сильных Правителей и Небес Тридцати Трёх Богов, но ниже других трёх Небес. Бог Яма судит души умерших и выносит решение, где следует перевоплотиться душе согласно её карме, накопленной в течение прошедшей жизни. По этой причине в Тибете его называют «Царь мёртвых».
В течение жизни существа поступками тела, речи и ума накапливают карму (санскр. karma, пали kamma; тиб. kar ma, phrin las, ‘phrin las; букв. действие, поступок, карма). По характеру совершённых поступков выделяют три вида кармы: хорошую карму, плохую и нейтральную. Особенностью кармы является то, что она имеет свойство сохраняться до момента проявления в виде соответствующего явления. Это подобно генетической карте, но карта нашей кармы записана частицами света, санскарами (санскр. saṃskāra, тиб. ‘du byed – сформированный опыт, кармические отпечатки). Плохая карма – это информация о дурных поступках, хорошая карма – информация о хороших поступках. События, в которые мы вовлечены в течение жизни, являются проявлениями нашей же кармы. Так к нам возвращается то, что мы совершили в прошлом.
В сутрах говорится, что боги Небес Ямы считывают карму души умершего существа, накопленную им в течение прошедшей жизни, используя зеркало кармы и камни для подсчёта: белые камни – для подсчёта белой, или хорошей, кармы, а чёрные камни – для подсчёта чёрной, или плохой, кармы. Плохие поступки – причина для наказания недобродетельных душ в виде перевоплощения в нижних мирах, полных несчастий и страданий. Хорошие поступки – причина для перерождения в счастливых мирах. Нейтральная карма не принесёт в будущем ни хорошего, ни плохого плода. Для благого воздаяния после смерти, необходимо совершать благие поступки при жизни.
Боги Небес Ямы управляют перерождением существ, которым предстоит родиться в следующей жизни в одном из миров, расположенных ниже их Неба. А это миры от Небес Тридцати Трёх Богов до Ада, к этим мирам относится и наш Мир Людей.
Один из эпитетов Ямы – Дхармараджа (санскр. Dharmarāja, тиб. chos rgyal, chos kyi rgyal po – «Царь Дхармы», «Царь Учения»; тиб. gshin rje chos rgyal, gshin rje chos kyi rgyal po – Яма Дхармараджа).
Внешний Яма Дхармараджа
Исследователи не без оснований полагают, что Яма из традиции Тантры не одна и та же личность, что и Яма Дхармараджа, известный нам по сутрам. В коренной Бхайрава-тантре Манджушри принимает форму Ямантаки, чтобы победить Яму, олицетворяющего смерть, символизирующего повторяющийся процесс страданий в Сансаре.
В центре тханки – Яма со своей сестрой Ями, оба божества стоят на буйволе и попирают человеческое тело (прим: часто изображают женщину, как символ страстной привязанности). Вокруг них – ореол из языков бушующего пламени. Часто вокруг также изображают спутников, свирепых помощников Ямараджи.
В иконографии Яму представляют в следующих формах:
Форма, в которой он был побежден Ямантакой. Яма изображается красного цвета. Сам с головой буйвола, он стоит на буйволе с дигугом и капалой (нож и чаша из черепа). Иногда изображают, как он в боевой готовности держит лук со стрелой на тетиве. Это тайный Яма Дхармараджа.
Форма, где тёмно-синий или чёрный Ямараджа с головой буйвола также изображается на буйволе, но уже с костяным жезлом и арканом (прим: жезл сделан из человеческого черепа и позвоночника, обтянутого кожей человека и шкурой слона; арканом Яма ловит и связывает души умерших). Он изображается в сопровождении своей супруги Чамунди (прим: согласно другой версии, это его сестра Ями), которая подносит к его губам капалу. Это внешний Яма Дхармараджа.
Верховный судья в бардо бытия. В отличие от предыдущих форм, он стоит не на буйволе, а на распростертом человеке, у него антропоморфная внешность, в его руках дигуг и капала. Он изображается тёмно-синего цвета. Это внутренний Яма Дхармараджа (тиб. gshin rje chos rgyal nang ba).
Как судья в бардо бытия, Яма Дхармараджа изображается также на тханках «Бхавачакра», где он обхватывает Колесо Бытия. Как мудреца Ада, его изображают на Колесе Бытия в области адов. Как судья, он также символически изображается среди существ ада.
А дальше идет уже демонология.
Комментариев нет
Написать комментарий