Навигация

  • Боги, Пантеоны и Мифология
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Божества буддийского пантеона

    Буддизм признает существование божеств как отдельного класса существ, подчиняющихся, как и все остальные, закону кармы. При этом в буддизме категорически отрицается существование верховного бога, который бы создал и управлял этим миром, и который бы мог помочь живым существам в решении их проблем. Вместе с тем, зашедший в любой тибетский храм поражается обилию изображений различных божеств. Исследователи так и не смогли подсчитать общее количество различных Будд, Бодхисаттв, божеств и святых, почитаемых в Тибете. Установлено только, что общее их число превышает три тысячи, и каталоги их изображений занимают многие тома. Как же это согласуется с одним из главных положений буддизма, упомянутым выше?

    Для адепта учений Ваджраяны все божества — лишь отражения его собственного ума, соответствующие различным его качествам и аспектам. В действительности они не только не имеют конкретной формы, но даже не существуют независимо, сами по себе. .За каждым образом стоит очень сложный, разработанный до мелочей символизм. Все имеет свой смысл — форма божества, его цвет, поза (асана), жесты рук (мудры), различные украшения и атрибуты.

    Общепринятой классификации тибетского пантеона не существует.

    Все образы просветленных существ можно разделить по Трем Телам Будды.

    Будда Дхармакайи часто называется также Ади Будда, то есть «Изначальный Будда».  Это — символический образ просветленной природы ума, которая пуста и лишена любых форм. В разных школах существовали разные образы Ади Будды:

    Самантабхадра буквально означает «Всеблагой». Само имя подчеркивает изначальную завершенность состояния Просветления. Самантабхадра синего цвета неба (символ пустоты), обычно изображается в союзе со своей спутницей, Самантабхадри, белого цвета. Они полностью обнажены, что символизирует полную открытость природы ума, которую воплощает Самантабхадра, и всех явлений, в нем возникающих, которые воплощает супруга.

    Другая форма Ади Будды, Ваджрадхара, «Держатель Ваджра», тоже синего цвета, держит у сердца ваджр и колокольчик, скрестив руки, что символизирует нераздельное единство блаженства и пустоты. Он украшен драгоценностями, облачен в царские одеяния, что указывает на верховенство над всеми остальными Буддами. Изображается один или в союзе с супругой.

    Ваджрасаттва белого цвета, тоже держит ваджр и колокольчик. Иногда его относят к следующей группе  Будд Самбхогакайи. Белый цвет символизирует чистоту. С Вадж-расаттвой связаны разнообразные практики очищения. Изображается один или в союзе с супругой.

    Женским   Ади   Буддой   является   Праджняпарамита,   «Мать Всех Будд», само Запредельное Знание. Ее обычно изображают сидящей в позе лотоса. У нее 4 руки, в одной из которых она держит   книгу,   в  другой — ваджр,   в  то  время   как  остальные её  руки сложены в мудру созерцания.

    Самбхогакайя (Пять будд). На этом уровне единый абсолют проявляется как пять видов Изначального Знания (джняны). Воплощениями этих пяти видов являются Будды пяти семейств. Психическую личность человека составляют пять групп (совокупностей) элементов, чистая природа которых — эти пять Будд. Каждому из них соответствует свое место в ман-дале, своя негативная психическая энергия, которую они очищают и своя спутница. Спутницы Будд пяти семейств воплощают чистую природу пяти первоэлементов.
    В Непале Пять Будд настолько популярны, что их можно встретить в каждой ступе, при входе в буддийские дома, во множестве мелких храмов. Они всегда изображаются сидящими в позе медитации.
    Пять Будд образуют мандалу, в которой каждый занимает определенное место и у каждого своя мудра.

    Вайрочана («Прославленный»). Будда центра мандалы. Белого цвета, Дхармачакра-мудра (жест учения — ладони у сердца, Соединены большие и указательные пальцы). Его обычно изображают с одним или четырьмя лицами, смотрящими в разных направлениях.

    Акшобхья («Невозмутимый»). Будда востока мандалы, синего цвета. Бхумиспарша-мудра (правая рука касается земли как свидетеля просветления, в левой покоится ваджр).

    Ратнасамбхава («Рожденный из Сокрови­ща») . Будда южного направления, желтого цвета, олицетворение щедрости и великоду­шия. Варада-мудра (жест даяния правая ладонь обращена наружу, в левой держит чинтамани, драгоценность, исполняющую любые желания). Он не только исполняет материальные желания, он прежде всего ода­ривает любовью все живое.

    Амитабха («Безграничный свет»). Будда западного направления, красного цвета. Дхъяна-мудра (жест созерцания — правая ладонь покоится на левой). Старейший из пяти Будд с исторической точки,зрения. Это один из самых почитаемых Будд.

    Амогасиддхи («Непогрешимый Успех»). Будда северного направления, зеленого цве­та. Абхая-мудра (жест бесстрашия — правая раскрытая ладонь у сердца, в левой руке он иногда держит двойной ваджр).
    Самым известным из всех пяти Будд явля­ется, пожалуй, Амитабха, владыка западной чистой земли, Сукхавати. Воплощением Амитабхи в Тибете считаются Падмасамбхава, а также все Панчен Ламы. Другой формой Амитабхи является Будда Амитаюс («Безгра­ничная Жизнь»). Различия между ними зак­лючаются в том, что Амитабха изображается в монашеских одеждах, а Амитаюс — обла­ченным в драгоценные одеяния и держащим сосуд долголетия. Практики, связанные с Амитабхой, имеют основную цель перерож­дение в раю в следующей жизни, а связанные с Амитаюсом — продление нынешней жизни.

    Существует большое количество других Будд Самбхогакайи, которые относятся к одному из перечисленных семейств. К этому же разряду можно отнести и формы просветленных существ, которые визуализирует практикующий  йидамы. Это слово буквально означает «связь ума». Следует подчеркнуть, что йидам  — это не бог теистических религий и не существо из плоти. Это лишь символ состояния Просветления, олицетворяющий те его качества, которые необходимы конкретному практикующему. Йидам становится, таким образом, путём в тантре. Йидам представляется как чистая форма света, полая внутри. Йидамы бывают мирные (Авалокитешвара, Манджушри, Тара), полугневные (Гухьясамаджа, Калачакра) или гневные (Ваджракилая, Хаягрива, Ямантака), мужские (называемые херуки), женские (называемые дакини) или парные, называемые Яб-Юм, то есть «Отец и Мать». Сексуальная символика здесь означает нераздельное единство Метода и Знания. Йидамы могут выглядеть просто, а могут иметь множество голов, рук и ног. Они могут быть обнажены или одеты, иметь разные украшения. Гневные йидамы имеют неприглядный, иногда отвратительный вид, они носят оружие, украшения из костей и черепов. Всё это имеет конкретную символику. Знающий её может, лишь воспроизведя в памяти фигуру йидама, осознать сложные положения учения и философские концепции. Образы, кажущиеся обычному человеку недостойными, служат для разрушения привычных двойственных представлений типа «хорошо-плохо». Йидамов существует десятки. Для каждой школы характерны свои, хотя строгих разграничений здесь нет. Выбор лежит обычно на Гуру, который исходит из особенностей ученика.

    Ваджракилая («Несокрушимый Кинжал»).Гневный йидам, главный в Древней тибетс­кой школе (Ньингма). Практики Ваджракилаи направлены на устранение препятствий на пути. Изображается темно-синего цвета, с
    тремя ликами, шестью руками и в союзе с супругой. Центральная пара рук держит ри­туальный кинжал пурбу, разрушающий преграды для Просветленных действий.

    («Колесо времени»). Калачакра — йидам и соответствующее учение в тибетском буддизме, связанное с космосом, движением планет и их влиянием на человека.
    Практика Калачакры укрепляет благополучие и мир на Земле, связывает посвященных в нее особыми узами с миром Шамбалы. В космической мандале калачакры находятся 722 божества. Йидама Калачакру изображают с 4 головами, 24 руками и на 2 ногах, топчущих демонов. Цвет — темно-голубой. Калачакра всегда изображается стоящим в союзе с супругой.

    Дакини. Дакиня «женщина» — танцующая в небе». Это просветленные  женщины   или   сим­волический    аспект    активной энергии Будд.

    Гаруда. В Ведах мистическая птица (орел), укравшая эликсир бессмертия. Помогает справиться с болезнями и вредоносными влияниями. Обычно изображается держащим в клюве змею, что символизирует его власть над нагами — змееподобными существами, вызывающими некоторые болезни. Считается, что Гаруда рождается из яйца уже взрослым, что является символом мгновенного Просветления.

    Курукулла. Дакини, воплощение подчиняющей активности. Ее очень почитают несчастливые влюбленные. Считается, что Курукулла помогает околдовывать мужчин, женщин, важных государственных деятелей и королей. Курукуллу изображают в красных тонах с красным орнаментом и украшениями, танцующей на лотосе. Она носит корону из черепов. У нее 4 руки, которые держат цветочную стрелу, лук и колчан.

    Будды Нирманакайи — это земные Буд­ды, принявшие облик обычных людей. Прежде всего, это Будда Шакьямуни, историчес­кий основатель буддизма. Естественно, его образ является наиболее священным объек­том почитания. Считается, что в нашу эпоху появится одна тысяча Будд, среди которых Гаутама Шакьямуни — четвертый или седь­мой, согласно разным традициям. Существует иконография всей тысячи Будд. Следующий наиболее популярный грядущий Будда Майтрея, который должен прийти через пять тысяч лет после Гаутамы (то есть уже через две с половиной тысячи лет). Он изображается сидящим на троне на западный манер.

    Есть также изображение тридцати пяти Будд очищения. Согласно традиции существуют тридцать пять основных нарушений этических норм, и для каждого из них Будда проявился в особой форме и дал особый метод очищения этих нарушений, являющихся препятствиями на пути. Сам Будда Шакьямуни часто называл себя целителем мира, а свое учение — лекарством.

    Существует особая форма Будды — Бхайшаджья Гуру («Учитель врачевания»), которую он принял во время проповеди собственно медицинской науки, считающейся одной из священных. Поскольку Будда никогда не проповедовал по собственной инициативе, а лишь отвечал на вопросы, существует история, что, приняв соответствующий облик, Будда, сотворил из себя семь учеников, которые и стали задавать вопросы о врачевании. Отвечая, Будда изложил всю теорию и практику буддийской медицины, ныне известной как тибетская. Будда врачевания изображается с телом синего цвета в монашеской одежде, сидящим со скрещенными ногами и держащим лекарственное растение мираболан, окруженным семью своими формами.

    К числу земных Будд причислены ближайшие ученики и последователи Будды — семь патриархов и шестнадцать архатов, а также буддийские философы и махасиддхи Древней Индии. В каждой школе особо почитаются собственные святые учителя.

    Падмасамбхава. Гуру Ринпоче, «Рожденный в лотосе», «Драгоценный учитель», один из величайших святых, почитается всеми школами как Второй Будда. По легенде, когда Будда был готов уйти в Нирвану, он сказал своим последователям, что жизнь в миру мимолетна и расставание неизбежно, что человек, рожденный в цветке лотоса на чистом озере северо-запада Уддияны, будет мудрее и сильнее чем он. Этот человек раскроет учение о тайных мантрах, чтобы дать его всем живым существам, и избавит их от страдания. Так появился Падмасамбхава, знаменитый гуру, который совершил множество выдающихся деяний и способствовал распространению буддизма в древнем Тибете. Он провел 50 лет в Тибете, основывая монастыри, обучая Тантре (см. Историю буддизма в Тибете выше). По истечении 50 лет Падмасамбхава таинственно исчез. Его изображают сидящим в позе лотоса, в правой руке у него ваджр, в левой — чаша для подаяния. Он держит свой особый атрибут-трезубец (кхатвангу), прижатый левой рукой в подмышке. Кхатванга есть скрытая форма его супруги. Существует множество его форм, из которых самые известные  — Восемь форм Гуру. Буддисты верят, что и сегодня Гуру Ринпоче пребывает на этой земле, поскольку он сказал: «Для тех, кто ко мне обращается, я по-прежнему нахожусь здесь и теперь, в каждой точке пространства и времени».

    Миларепа. Один из патриархов школы Кагью. Жил с 1040 до 1123 г. Миларепа был великим йогином, прославившимся своими песнями. Обладал удивительной способностью не замерзать даже в самую холодную погоду, благодаря мистической силе практики внутреннего жара «Туммо». Изображается в белой накидке йогина.

    Цонкапа. Жил с 1357 по 1419. Говорят, что дерево, которое росло рядом с домом, где он родился, имело отпечаток Будды на каждом своем листе. Цонкапа был великим реформатором буддизма, основал школу Гелуг, которая стала правящей в Тибете с середины XVII в. до середины XX в. и остается одной из важнейших до настоящего времени.

    Большой раздел пантеона составляют Бодхисаттвы, то есть пробужденные существа, направляющие других на пути к просветлению, которые полностью или частично достигли состояния просветления. Гаутама Будда называл себя Бодхисаттвой, искателем просветления, перед тем как достиг состояния Будды. Важно, что Бодхисаттва желает просветления не только для себя, но также и для других существ и помогает им в этом. Существует десять ступеней в духовном развитии Бодхисаттвы. На седьмой Бодхисаттва становится Махасаттвой или Великим Бодхисаттвой, существом, достигшим освобождения от цикла перерождений, но отложившего свое полное освобождение. Сострадание по отношению ко всем остальным живущим существам заставляет Махасаттву остаться в этом мире для помощи в освобождении всем остальным. Он не подчиняется никаким законам природы и может принимать любую форму по своему желанию, находиться в нескольких местах одновременно и передвигаться со скоростью мысли.
    Традиционно насчитывается восемь Бодхисаттв наивысшего уровня, которые были ближайшими учениками Будды, и которым тот передал учения Махаяны. Среди них выделяют троих, называя их часто «буддийской троицей». Это — Авалокитешвара, Манджушри и Ваджрапани, воплощающие, соответственно, милосердие, мудрость и силу всех Будд.

    Авалокитешвара («Владыка, Взирающий на Мир») считается, кроме того, и особым защитником земли Тибета. Существует множество его форм, в Непале традиционное число их -108. Самая древняя, вероятно, Падмапани, изображающая стоящего мальчика с цветочной гирляндой на шее и цветком в руке. Самая известная форма Авалокитешвары — четырехрукий Локешвара. Он изображается сидящим, в короне из драгоценных камней на голове. На плечах накинута шкура лани, символизирующая милосердие. Одна пара рук держит исполняющую все желания драгоценность у сердца, а две другие руки — хрустальные четки и цветок лотоса. Индуистские боги Шива и Вишну считаются проявлениями этой формы Авалокитешвары. Другой очень популярной его формой является одиннадцатиликий Авалокитешвара. Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на десять частей. Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы, девять мирных и одну гневную для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой. Каждая из голов имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все три сферы мироздания. Эта форма изображается часто с тысячью рук, а в раскрытой ладони каждой из них по глазу. Так подчеркивается всеведение Авалокитешвары и его готовность помочь всем. Воплощением Авалокитешвары в Тибете считаются царь Сонгцэн Гампо, Падмасамбхава, а также все Кармапы и Далай Ламы. Интересно, что в Китае (и Японии) Авалокитешвара стал женщиной по имени Гуань Инь. Видимо, в этих культурах мужской образ никак не мог быть воплощением милосердия и любви.

    Бодхисаттва Манджушри («Очаровываю­щий Красноречием») чрезвычайно популя­рен во всех странах, где распространен буд­дизм Махаяны. Он владыка мудрости,вдохновляющий всех изучающих учение Буд­ды и распространяющий его. Известно мно­жество его форм. В наиболее популярной Манджушри предстает как юный принц.
    В правой руке он поднимает меч, отсекаю­щий неведение, в левой руке у сердца он держит стебель цветка, на ложе которого покоится том учений Праджняпарамиты, воплощающей все истинные учения. Главным воплощением Манджушри в Тибете считает­ся царь Трисонг Дэцен и все его последую­щие воплощения. Кроме того, самые автори­тетные ученые всех школ признаны вопло­щениями Манджушри. В Непале его считают основателем непальской цивилизации и соз­дателем Катманду. Считается, что практика Манджушри приносит людям мудрость, хоро­шую память и красноречие.

    Ваджрапани («Вздымающий Ваджр в Руке») известен во многих формах, как мирных, так и гневных. В самой распространенной гневной форме он угрожающе стоит, вознося в правой руке ваджр, символ несокрушимости. Левая рука в карана-мудре, повергающей демонов. На шее у него связки змей — — он подчиняет грозных нагов. Ваджрапани, как и все гневные божества, стоит в огненном пространстве. Воплощением Ваджрапани признан, в частности, третий «Царь Учения» Тибета, Три Ралпачен.

    Другим популярным Бодхисаттвой является Самантабхадра, которого не следует путать с Ади Буддой, носящим то же имя. Бодхисаттва Самантабхадра является воплощением щедрости. Он прославился тем, что его дары Будде были столь обширны, что заполнили все небо, подобно облакам. Воплощением Самантабхадры считается царь Лхат-хотхори, при котором в Тибет попали первые буддийские реликвии и тексты.

    Кроме мужских Бодхисаттв, существует еще множество женских. Самая известная среди них, безусловно, Тара. Ее имя переводится как «Спасительница». Тара воплощает женский аспект сострадания. Она защищает всех практикующих и направляет их на пути. Согласно легенде, много жизней назад Тара была женщиной, достигшей Просветления, и дала обет пребывать в форме женщины, помогая всем разумным существам, пока сансара не опустеет.
    Существует множество форм Тары, самой известной из которых является Зеленая Тара, у которой, в свою очередь, есть 21 форма. Зеленая Тара (или Самаятара) считается защитницей от любых опасностей. Символизирует женскую мудрость и активность. Изображается сидящей в позе полулотоса (одна нога приспущена, что означает непрекращающуюся активность) и держащей в руках полураскрытый цветок голубого лотоса. Жест ее рук символизирует готовность предоставить защиту и избавить от страха. Зеленую Тару также называют «Матерью всех Будд». В результате медитации на Зеленую Тару пробуждается острота мышления, мудрость, щедрость и бесстрашие.

    Белая Тара (Ситатара) «Белая Спасительница» согласно легенде родилась из слезы Бодхисаттвы, божества сострадания Авалоки-тешвары. Ее легко узнать по семи глазам на голове, ладонях и стопах. Таким образом она может услышать любого человека, находящегося в любом уголке мира и нуждающегося в ее помощи. У Белой Тары в руках часто изображают белый лотос — символ ее чистоты.
    Она занимает особое место среди божеств, почитаемых в Тибете. Считается, что Белая Тара дает долголетие, защищает людей, когда они пересекают Океан Существования, также ей поклоняются как помощнице в делах и бизнесе. Иногда ее называют Семиокой Тарой. Изображается сидящей в позе полного лотоса.

    Кроме того, есть и другие формы Тары, практики которых служат для определенных целей. Так, Желтая Тара защищает от грабителей и других напастей во время путешествий и войн. Существуют и гневные формы Тары. Воплощениями Зеленой и Белой Тары были две жены царя Сонгцэн Гам-по, китайская и непальская принцессы. Кроме того, многие женщины — святые подвижницы были признаны воплощениями Тары.

    Отдельный большой разряд пантеона составляют Дхармапалы или «Защитники Учения». Существует множество видов Дхармапал. Высшие среди них — это просветленные существа, сознательно, из сострадания, принявшие гневный облик для защиты учения от нападок недругов и искажений, для помощи практикующим и предостережения их от ошибок. Дхармапала-ми стали также многие могущественные божества, которых укротил Падмасамбхава и связал строгими обязательствами. Кроме того, есть большое количество непросветленных защитников. Поскольку согласно тибетским представлениям свои духи-охранители есть у каждой местности — горы, реки, озера и даже дерева, то этот разряд пантеона наиболее многочисленный. Существует детальная классификация всех духов на восемь классов и множество подклассов. Буддизм не запрещает делать подношения и использовать этих мирских духов, если практикующий понимает это как искусное средство для достижения временных целей, только помогающее осуществлению высшей цели — окончательного просветления.

    В число восьми основных дхармапал входят гневные проявления главных Бодхисаттв и божества, укрощенные Падмасамбхавой. Дхармапал можно узнать по красным волосам, ореолу из огня и короне, состоящей из 5 черепов.

    Во многих школах тибетского буддизма главным защитником является Махакала («Великий Черный») — гневная форма Бодхисаттвы Авалокитешвары. Одно из индуистских божеств, нашедших свое место в буддийском пантеоне, буддистская форма индуистского бога Шивы. Существует всего 75 его форм — двурукая, четырехрукая, шестирукая, с супругой и даже Белый Махакала. Махакала втаптывает ногами демонов и держит в руках различные устрашающие атрибуты — капалу, трезубец и др.

    Другим известным дхармапалой является Ямантака (победитель бога смерти Ямы). Он — гневное проявление Манджушри. Существует много его форм — черная, красная и ужасающая форма Ваджрабхайрава, в которой он изображен с 16 ногами, 32 руками, держащими символы Тантры и 9 головами, верхняя из которых — голова буйвола. На каждой голове — корона из черепов и третий глаз.
    После покорения бог смерти Яма сам стал дхармапалой. Он часто изображается с бычьим лицом и рогами.

    Хаягрива или «Лошадиноголовый» изображается с головой лошади в волосах. Он является гневной формой Будды Амитабхи и защищает священные тексты. Хаягриву изображают, как правило, с 3 лицами, 6 руками, 4 ногами и иногда с огромными крыльями. Он носит корону из черепов, и под поясом из голов у него одета тигриная шкура. Символы Хаягривы — трезубец, лассо и дубина.

    Рахула обладает змеиным телом и девятью головами  —  он является повелителем духов девяти планет. Своими многочисленными ртами он периодически заглатывает солнце и луну, что вызывает затмения.

    Дордже Лекпа был первоначально могущественным защитником религии бон, но потом заключил «договор» с Падмасамбхавой защищать буддийские учения традиции Ньингма.

    Существуют и охранительницы учения.
    Шри Деви является буддийской формой индуистской богини разрушения Кали.

    Экаджати — гневное проявление богини Тары, защитница тайных мантр. Она изображается с одним зубом, пучком волос, одной грудью, что демонстрирует выход за пределы двойственности. На бедрах она носит тигровую шкуру и в качестве украшения гирлянду из человеческих голов. Экаджати вместе с Рахулой и Дордже Лекпой являются особыми защитниками учений Дзогчена.

    Существуют и негневные Дхармапалы, например, Кубера, дарующий богатство и счастье дому, а также охранители четырех строи света — локапалы. Согласно индуистской мифологии, Кубера практиковал аскетизм в течение тысячелетий, за это Брахма дал ему бессмертие и сделал его богом богатства, хранителем всех сокровищ на земле, которые Кубера распределяет согласно карме получателей.

    Дзамбала. Бог богатства и процветания (аналог Куберы в тибетской традиции). Его назвали Желтым Дзамбалой, поскольку он относится к семейству Будды Ратнасамбхавы. У Дзамбалы толстая фигура и процветающий вид. В правой руке он держит драгоценность, а в левой — мангуста, изрыгающего драгоценности.

    Божества с лицами  животных.   Существуют  четыре   очень   интересных   разновидности   божеств.  Все они имеют лица животных:   1.  Хаясья — божества с лицом лошади;  2.  Сукарасья-  божества с лицом свиньи; 3. Сванасья  —  божества с лицом собаки; 4. Симбасья  —  боже­ства с лицом льва.  Каждая из этих групп правит определенным направлением из сторон све­та в  Мандале.  Хаясья — восток,  Сукарасья — юг,  Сванасья  —  запад,  Сибасья — север.  Эти божества имеют ужасную внешность, изображаются обнаженными и танцующими на трупе, в качестве украшений носят гирлянды из голов. Они показывают мудру Картари правой рукой и держат капалу в левой руке.

    Божества с лицами птиц. Существует еще одна разновидность из четырех видов божеств. У них головы птиц:  1. Какасья  —  с лицом ворона; 2. Гришасья — с лицом грифа; 3. Гарудасья — с лицом гаруды; 4. Улукасья — с лицом совы.  Каждый из них также имеет свое место в Мандале.  Как и божества с лицами животных они имеют ужасную внешность, изображаются обнаженными   и   танцующими   на  трупе   и   в   качестве   украшений   носят   гирлянды   из   голов. Также они показывают мудру картари правой рукой и держат капалу в левой руке.

    Смеющийся  Будда. Так  называется  фигурка  смеющегося полного  человека  с   обнаженным   большим   животом.   Его описания нет среди исторических Будд. «Смеющийся Будда» — это другое имя китайского мастера Чань Хэшанга, жившего примерно в VIII веке. Он путешествовал по Китаю и был совершенно счастлив, его всегда окружали дети.  После смерти Хэшанга почитали как популярного героя и покровителя удачи. Считается, что, принося удачу, он до сих пор путешествует по миру как воплощение блаженства, которое может быть достигнуто любым человеком, познавшим свою природу, природу Будды.

    Чеппу. Один из трех братьев: Гаруда, Чеппу и Хитиманга. Рассказывают, что однажды мать братьев попросила своего мужа дать жизнь сыну, который был бы самым храбрым, верным и наделенным всеми высшими способностями. Ее муж попросил подождать ее некоторое время. Она, проявив нетерпение, заглянула в гнездо, чтобы проверить родился он или нет. Там она нашла Чеппу, у которого пока сформировалась только голова.
    Также рассказывают, что Чеппу исчез из мира, т.к. он не хотел видеть калиюгу, великую югу, когда зло почти одержит победу над добром, и мир будет разрушен Вишну в его инкарнации в качестве разрушителя. Зная верность и храбрость Чеппу, Манджушри захотел увидеть его и попросил предстать перед ним. Чеппу медленно появился среди облаков. Манджушри, как опытный художник, быстро нарисовал его облик, так чтобы Чеппу это не знал. Едва Манджушри закончил рисовать голову Чеппу, как последний, узнав об этом, немедленно исчез.
    Благодаря своей верности, отваге и высшим качествам, Чеппу изображают над входом в храмы для защиты от любых опасностей. Чеппу питается нагами.

    Многоликий пантеон тибетского буддизма удачно служит и простым верующим, нуждаю­щимся в понятных объектах почитания, и знатокам философии, разбирающимся во всех нюан­сах символики и имеющих эффективную поддержку в своей созерцательной практике.

    Перейти к

    Символы и боги буддизма Священный лингам бога Шивы

    Реклама

     

    Комментариев нет

    Написать комментарий