Навигация

  • Метафизика
  • Магические Алфавиты и Руны
  • Практическая Магия
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Мерч Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Метафизика народных орнаментов (Maelinhon)

    Большое размышление в продолжение статьи о Коляде и народных праздниках. Давайте поговорим о вышивке и ткачестве, как о части Большой Метафизики? 🙂 Как сакральные узоры в вышивке и тканях отражают реальный мир и синхронизируют с ним людей? В статье будет много узоров и картинок, все кликабельны, их можно включить в большом формате и рассмотреть. Мне непросто даются статьи с условной историей и этнографией, потому что усилием воли приходится всё переводить из прошедшего времени в нынешнее, а не писать, что все боги и силы были. Когда-то давно, где-то там были боги, грахи, магия, сакрум… А потом вдруг перестали быть, вроде как их уже нет. Нет же, всё это есть, всё это живо и до сих пор окружает нас с вами, достаточно открыть глазки 🙂

    Мексиканские народные орнаменты

    Вы замечали, какая кошмарная нынче стала одежда? Повседневная мода всё больше и больше напоминает какую-то отбраковку в швейном техникуме: всё косое, кривое, большемерит, шьется с коротким передом, длинным ассиметричным задом и блестками в самых неожиданных местах. И обязательно всё каких-то мыльных, убогих тонов, где даже черный парадоксально пастелен. Я уже молчу про странную моду на оверсайз, где теряются очертания что тела, что ног.  Одежда больше не «сидит» на вас, она свисает малоаппетитным пыльным мешком, постепенно переходя в огромные говнодавы на ногах. Чтобы найти что-то приличное и простое, надо прямо попотеть.

    Меня это печалит и мне это всё кажется очень важным: всё таки мы всегда и всех встречаем до одежке. Даже котиков запоминаем по расцветке шубы.

    И это нормально, одежда собственно и призвана показывать нас в каком-то ракурсе и влиять на восприятие: где-то показать нас лучше и красивше, чем есть, где-то — спрятать и укрыть от холода и взглядов. И, очень часто, дать какое-то представление о нас, нашем стиле, вкусах, достатке. Одежда и обувь — это тоже посыл миру, и не только плотному. Тогда почему она становится всё более однообразной и убогой?

    Мне кажется, наибольшая проблема нынешних людей — полный рассинхрон с миром и его обитателями. Никто из людей (как минимум, сейчас) никогда не ощущает себя частью мира, сами же об этом много и тоскливо говорят. Что вот все, вроде как, вместе, все толпой, а я тут вот один стою в белом пальто и никого не чувствую своим бро. И так в этой толпе себя ощущает ровно каждый человек, парадокс. А почему так? Когда же прервалась связь?

    Эрзянское Древо Жизни 🙂

    Если вернуться немного назад и углубиться в психологию массы, то первое на что обращаешь внимание — многочисленные горизонтальные связи и скрепность (простите) этнических и социальных групп. Людям всегда нравится ощущать рядом плечо и идти в ногу с другими что-нибудь делать. Что-нибудь понятное, нужное, общее: совершать социальные ритуалы и понятные праздники, кого-то спасать, на что-то влиять, управлять и менять мир. У группы один язык, одни мемы, один посыл. Эта синхронизация с другими людьми важна как воздух, если говорить именно о комфорте в голове каждого. Я — часть этноса, народа, группы, вида, мы вместе едины и можем что-то сделать и повлиять, это очень важное чувство. Если ты рассинхронизован с группой, оторван от всех и не знаешь по имени ни одного соседа, ты теряешь ощущение принадлежности и власти над реальностью. Тебе начинает казаться, что ты такой один, ты изгой и занят какой-то ерундой, потому что нет никакой обратной связи от людей вокруг. Что бы ты ни делал, непонятно, нужно ли оно кому-то или нет? Потому что никто больше такого не делает, а мозг на отсутствие собратьев всегда реагирует тревогой и унынием.

    На фоне этого есть еще один, еще более крупный сегмент синхронизации: вплетение себя в мир вообще. Вокруг нас с вами живет огромный, разнообразный, разноплановый мир, в котором обитают миллиарды различных существ. Элементали разных стихий, которые образуют огромные конгломераты, слои, миры… От маленькой ящерки, живущей на стихии Жизни — до огромного Тэнгри, живущего на всех стихиях сразу. Это — прекрасное разнообразие, которое люди в последнее время так упорно пытаются унифицировать и стереть из него краски. Пусть все будут одеты одинаково, говорить одинаково, и бог у всех один, и взгляды «по ветру» и даже праздники прописаны маркетологом от Бангкока до Ванкувера. Это всё — отголосок желания синхронизации с другими, которое явно зашло в большой тупик и там и продолжает стоять. И тупить.

    Я не фанат протяжных стонов «раньше было лучше, трава зеленее, а деды всё знали», вы знаете. Я искренне считаю, что раньше жилось на порядки хуже, чем сейчас, прямо таки разительно хуже, голоднее, больнее и страшнее. Но вот одну вещь деды дедов точно знали: чтобы ладить со всеми, нужно и выглядеть соответственно. Твоя одежда, украшения, татуировки — это посыл, который тонкий мир считывает еще быстрее и ярче, чем люди. По тебе может и должно быть видно, кто ты и с чем пришел, часто это вопрос и выгоды и безопасности 2в1.

    Гватемальские орнаменты

    Вы же замечали, что вся одежда абсолютно всех народов Терры покрыта узорами, геометрией и различными символами? Как и обувь, украшения, предметы быта и даже сами тела. Зачем они так заморачивались? 🙂 Ну, с одной стороны, ходить в сером ватнике удобно, но уныло, с другой стороны, узоры – это универсальный язык, который разные народы используют для связи с миром, богами, внутренним и внешним своим состоянием.

    У каждого этноса есть свои сакральные мотивы, но идея гармонизации через искусство переплетения линий, форм и символов – это одна из самых древних идей мира. Если ты одет, как Солнце, то тебя увидит Солнце и те, кто его почитает. Если ты в печали, то ты одет для печали и весь мир скорбит вместе с тобой, видя твой наряд. Если ты хочешь показать, что у тебя сегодня большой праздник — твоя одежда и головной убор будут четко говорить об этом и людям и нелюдям. И еще непонятно, кому этот посыл важнее.

    А сейчас люди оставили себе только свадебный наряд (и то только у невесты) да конвертик у новорожденного. Больше различий между днями всей жизни в плане одежды не осталось.

    Но ведь можно одеваться и вести быт совсем иначе, и с открытым и с тайным смыслом, приносящим плюшки и полезные связи. В линии и узоры вышивки, ткани, украшений, свечей, резьбы и рисунков мастера вплетают много чего. Зашивают, запаивают и вплетают намерение, пожелание, информацию, смысл, посыл, запрос, что угодно и что сейчас нужно транслировать. От оберега до явной угрозы. Через эти узоры человек по сути вплетает себя в тонкий мир – мир духов природы и стихий.

    Индонезийские орнаменты

    Поэтому, во всех культурах узоры – это не просто украшение или промысел. Это — способ вплести в жизнь человека силы, которые он уважает и с которыми хочет взаимодействовать.

    Дать им сигнал. Вышивка – это нечто большее, чем искусство: это послание миру и духам, просьба о поддержке и стремление стать частью мира. То есть, ощутить плечо уже не только соседа, но соседей в самом широком смысле. Ведь духи природы, животные, птицы, боги и инферны — такие же соседи людей, с которыми можно и пообщаться и рюмочку выпить 🙂

    Кельты, например, много вышивали и резали узоров, известных как кельтские узлы, символизирующих бесконечность жизни, цикличность и связь человека с природой и духовным миром. Эти сложные переплетения служат оберегами и выражают концепцию взаимосвязанности всего сущего, включая людей. Туда же скандинавы, которые использовали узоры и руны в резьбе, тканях и оружии для обращения к богам и стихийным силам. Как у всех народов, у них в символике присутствует наше Древо Жизни, которое сигналит: я твой сосед, я пришел с миром, я с того же Иггдрасиля!

    Есть народы, у которых больше геометрии, чем растений, есть такие, где символы отображают настроение и какую-то идею. Например сезонные мотивы (цветение, бамбук, облака) или мотивы ваби-саби у японцев, которые подчёркивают гармонию несовершенства и мимолётности, напоминают о важности единства с естественным течением жизни. В образ вышитого или сложенного из бумаги журавля японцы вкладывают пожелание долголетия, а волны асано хака – символ устойчивости и силы. Такие узоры защищают человека от зла и привлекают удачу, а их дарение реализует намерение дарящего защитить и помочь дорогому человеку. Архаичная техника вложенного намерения, на котором работает любая магия, в том числе графическая 🙂

    Китайцы и индусы в своих батиках, шелковых вышивках и резьбе традиционно символизируют единство стихий в плотном и тонком мире, где драконы и фениксы перетекают в мандалы и облака по всему периметру Древ. Такие же орнаменты есть у индейцев и сибирских народов, которые предпочитают геометрию, синхронную со схемой миров.  Нанесенные на ковры, одежду, бисер и даже бытовые предметы, они выполняют функцию медитативного обращения к силам, отвечающим за плодородие и защиту племени.

    Но знаете, что их всех объединяет? 🙂 Конечно же стихии!

    Сакральные Узоры и Стихии

    Если минимально копнуть в эту тему с ракурса именно метафизики, то мы найдем старые добрые стихии во всей своей красе. Все 13 штук + подстихии и их сплетения, энергии, трансформации и описание тонкого мира в подробной схеме.  То есть, все наши любимые темы, которые как продолжали составлять основу бытия при дедах, так и продолжают, несмотря на засилье ХЭ и пастельного дерьма с логотипами убогих брендов.

    Посмотрите, например, на вот такой набор балтийских символов (картинка кликабельна). Которые испокон веков вышивались, ткались, плелись и татуировались на коже.

    Что мы тут видим?

    В верхнем ряду — знаки солнечного цикла, хорошо известное всем Колесо Года и фазы Солнца: от его рождения в конце декабря (у славян это Коляда) — до его смерти под праздник Йоль.

    Стихия Янского Огня.

    Далее видим Лунный Крест, похожий на такой же славянский символ Колодца — символ стихии Пустоты и Луны, тонкого и бестелесного, аморфного и неплотного. В такой символ хорошо вплетаются идеи и пожелания, например, мыслеформа защиты от зла или притяжение удачи. Туда же — всё что связано с мертвецами и их миром.

    Видим Иггдрасиль, у балтов это Древо Аустры, знаки Венеры и Марса, неба (верхних миров). Собственно, Аустра — это Шукра и есть, в большинстве культур планетарные грахи имеют собственное имя и описание, хотя сам граха то один. У славян Шукра называется Стрибог, а его потомки — Посвист и Немиза, в европейской «демонологии» невесть как попавшие в демоны под именами Пеймон и Пурсон. Аналогично балтийская Сауле — женская полярность бога Сурьи (он бесполый вообще), он же Ярило у славян, Ра у египтян, Митра у римлян и тд. Список синонимов ищите в Википедии, тысячи их.

    Немного особняком стоят символы-сигилы местных управителей-дальрам, например Усиньша и Медейны; рядом видим сигилы богини Мары и многочисленные символы богини Лаймы. Лайма, Декла и Карта — это балтийские названия норн, хаоситов, которые плетут судьбы мира. И, конечно, видим Залктис — вездесущую ленту Мёбиуса, которая древними представлялась в виде змея Уробороса, а на деле это — попытка изобразить всю Вселенную сразу. Где микрокосм переходит по тонкой грани в макрокосм, а огромные Ткачи смыкаются с субатомным уровнем и обратно.

    Вообще, балты нормально так сохранили данные по дальрам и местным покровителям, которые называются медвяй, а домовики — каукас. Есть там и покровительница лесных животных — Медейна, есть Жнец местного отделения Некро — Совий, есть Лаймонас  — покровители конкретно леса и лесного плодородия.

    Список огромный, но впечатляет то, что мы не видим ничего принципиально нового — все эти стихии, должности, покровители и боги есть у всех народов в разных ипостасях и под разными именами. То есть, древние люди рисовали свою символику, просто глядя в мир вокруг и отражая его реалии. Конечно, вся эта мифология густо напичкана сказками и историями, чтобы адаптировать очень сложные темы в понятную людям форму, но смысл сохраняется и уловим.

    И мы видим в этих узорах простую логику: вот есть богиня, я вплетаю ее символ в колоски или нити, закладывая обращение к ней или просьбу о содействии. И когда лесовички видят человека, на котором буквально нарисовано, кто он и с кем дружит, они это считывают легко и скорее всего не станут вредить. А что несет на себе человек, у которого на шее бренд, под брендом — рабская печать, а на груди висит орудие пыток и казней? Какой от него посыл миру? Никакого позитивного вайба, такую моль можно и сожрать, чтоб не портил атмосфЭру в лесу. Всё равно за ним никого нет, кто бы мог его защитить. Отсюда и ползут мифы о том, что любая «нечисть» — априори зло, пытается сожрать и тд. Ну как бы… если на тебе написана всякая агрессивная фигня и ты пришел в лес мусорить, то какой реакции ты ждал вообще? И кем тебя опознать в свитере с оленями?

    Отдельно отмечу, что балты различали разновидности стихии Света до того, как это стало Архаик Хартом 🙂 У них есть свет Солнца, то есть свет-освещение, а есть свет звезд — мерцающий свет, приходящий из далеких галактик, от дальних рубежей Вселенной. А ведь это действительно разный Свет и разные стихии. Со звездным светом работали многие народы, и европейцы, и коренные американские народности, и нигде его не путали с «другим» светом. Свет днем и свет ночью — это разные стихии. Лунный и звездный, иньский свет —  мягкий, аморфный, нечеткий и неуверенный, в то время как Янская полярность — Солнце, которое и светит и греет и дает урожай.

    Не менее богатая и развитая система вышивки и ткачества у славян, давайте ее немного рассмотрим. Хотя, такая же система есть буквально у каждого народа Земли, и копаться там можно годами.

    Славянская вышивка включает в себя базовые элементы:

    — Мировое дерево: древо Жизни с тремя или четырьмя видами миров.  Оно также может изображаться как гора или столб (Збручский идол), где есть сегменты — верхние миры (крона), средние миры (ствол), нижние миры (корни) и вариативно — стихийные миры-срезы.

     — Солярные символы: огонь и солнце — как символ Света, Жизни и Урожая. Солнечные круги, коловраты, свастичные элементы обозначают цикличность жизни и цикл движения Солнца.

    — Символы Звезд: стихия Света, дающая искру жизни. Свет, идущий издалека, от богов и предков.

    — Ромб с точкой внутри: стилизованная вагина или утроба, которая в этнографических книжках стыдливо называется засеянным полем. Ну, скажем так 🙂 Символ плодородия, земли и женской энергии, дающей жизнь.

    — Гусиные лапки: Один из древнейших оберегов, защищающих от зла и показывающих движение души по мирам и новым жизням.

    — Волны и зигзаги: Стихия воды, рек и потоков, символика очищения, переходов и трансформации. Ну и просто воды 🙂

    — Сигилы богов и их изображения.

    Вариативные символы цветов, лесов, растений и животных. Например калина — как символ любви, дубовые листья и желуди — мужской символ, мак — оберег от дурного глаза, и тд.

    А вот некоторые готовые славянские узоры, хотя там трудно отделить какие-то племена и народности — литовцы вышивают и ткут всё то же самое, что и украинцы или поляки с болгарами. Ну потому что стихий и базовых объектов не прибавляется, меняются только имена. В данном случае это условно белорусско-литовские узоры, которые сплетены в более сложные смысловые конструкции.

    Видим символы предков, чистоты, силы и энергии. Многочисленные символы Солнца и света, его  трансформацию в разных фазах и символы урожая. А символ Души полон лапок: она ходит тут, меж нами, уже очень давно.

    Обратите внимание на символ Семья: там пересекаются 4 ромба с точкой, которые, как мы помним — символ женский. То есть семья стоит на «оплодотворенных» женщинах, которые дают жизнь. Привет матриархату Низов 🙂

    В таких орнаментах очень много и повседневных символов, которые используются для притяжения энергии к еде, домашним животным, урожаю, дому. Например, резьба на посуде и роспись столовых приборов может быть призвана улучшать качества пищи, притягивать энергию к едокам и отдавать почести живущим рядом дальрамам.

    Содас

    В Литве также есть отдельный вид такого искусства, он называется «содас». Это традиционное ремесло плетения объемных геометрических украшений из соломы, трав и льняной нити. Проще говоря, символы не вышиваются, не ткутся, а вяжутся из трав, цветов и соломы, а потом вешаются на входе в дом, внутри дома, в сарае со скотиной, на свадьбах, над колыбелью и тд.  По сути, это самый настоящий 3D гальдрастав, куда вплели и символику и намерение.

    Эта традиция имеет общие черты с искусством соломенных подвесок в других странах Балтии и Скандинавии, например, с финскими химмели, но литовский содас особенно выделяется своей сакральной функцией и богатой символикой. Такая же традиция есть в Украине, плетеный с лентами фигурный сноп последнего урожая называется Дидух (Дідух). Но литовцы пошли чуть дальше и стали вплетать в содас и другую символику.

    Прусская вышивка с цветком папоротника

    Кстати о финнах. Сейчас вот многие угорают по рунам и Скандинавии, насмотревшись всякого кино. А ведь если вдуматься в вопрос, то графическая магия — это непаханое поле интересных идей и окромя унылого Футарка. Сама суть магической графики — вложение намерения в то, что вы изображаете. Ткете на полотне, плетете в бисере или нитках, вяжете из цветов и соломы, вышиваете, режете, рисуете, плавите в свечи или мыло…

    Это — ее суть. Ныне у многих рунолухов низведенная до раскопок «тру» (нет) описания от каких-то там авторитетов (нет) и начисто лишенная именно тонкой, магической основы. Ведь магия — это в первую очередь творчество. Зачем тебе книга по символам? Открой глаза и УВИДЬ этот символ, что там в него вложено, чем оно заряжено. Сотвори свой собственный символ и укрась им свою реальность, дом и тело, в этом же смысл, а не в тупом копировании «дидов». Деды ничего не знали, деды ВИДЕЛИ. Чувствовали и видели мир вокруг, отображая его в своих творениях, вкладывая в орнаменты и символы часть себя.

    А вот, кстати, вышивка индейцев чероки, которые в глаза не видали ни украинцев, ни белорусов, ни литовцев, но при этом они повторяют народный украинский орнамент, который используется в вышиванках 🙂 Какие мысли? Какие орнаменты и сюжеты есть у вашего народа и в вашей местности? 

    Представляете, до чего у условных дедов дошел прогресс, если они на себе носили знаки планетарных гениев и стихий? Знаки богинь и Ткачей? Понимали суть природы и синхронизации с ней? Безо всякого интернета, этнографов, Википедии и прочих вебинаров с гурами. Это же просто переворачивает сознание, делая из вышивки и резьбы не предмет интереса пыльных этнографов, а самую настоящую, живую метафизику и общение с тонким. Которое можно легко повторить и использовать прямо здесь и сейчас.

    Видим там и стихии, и планеты, и сигилы окружающих управителей. Видим и самих себя, таких же людей и нелюдей, как и мы сами, а это очень приятное всем нам чувство. Чувство плеча 🙂

    Mylene Maelinhon (с) Материал проекта Маргинальная Метафизика

    Иллюстрации — Ала, специально для Archaic Heart.

    При копировании материала или его части — копирайт автора и ссылка на источник строго обязательны, иное преследуется по закону и я не про юристов.

     

     

     

     

     

     

    Перейти к

    Глифы Ворон (Onyx) Точка 0: нумерология Дальних Планет (Tsemra Igly)

    Реклама

     

    18 комментариев

    Написать комментарий
    • Кто бы мог подумать. Мне интересно читать про одежду. Во как автор умеет писать!

    • Как раз начала украшать свою одежду вышивкой, читать про различные узоры, и тут ваша статья. Благодарю за информацию, очень кстати ❤️🍀

    • Прочитала на одном дыхании. Очень интересно. Я раньше вышивала,только по схемам. Сейчас вяжу для себя. Буквально неделю назад захотелось вышить что-то на связанное мною свитере. Теперь надо подумать что вышить. Спасибо за такую доступную и интересную информацию. И проделанную работу.

    • Милен, очень интересная статья. Благодарю. Почему-то, когда сидела на море или в лесу и еды с собой не было, плела из травы фигуры, они как бы появлялось в мыслях, зачем не понимала. Теперь понимаю. Хотя вышивку и бисер не надену, но у каждого свой вкус….❤️❤️❤️

    • Совершенно потрясающая по гениальности статья! Просто супер!

    • Очень ждала эту статью, хочу подарить своё творчество паре димутов🥰 Теперь смогу ориентироваться, спасибо!

    • Отличная статья! Огромная благодарность Милен! Захотелось вышить пару узоров на рубашке

    • Отличная статья! Огромная благодарность Милен! Захотелось вышить пару узоров на рубашке

    • Добрый вечер! Очень интерестная статья!

      Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
      В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.

      Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
      Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена ​​вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.

      Очень глубокая тема!
      Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
      Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д. Добрый вечер! Очень интерестная статья!

      Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
      В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.

      Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
      Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена ​​вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.

      Очень глубокая тема!
      Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
      Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д.

      Добрый вечер! Очень интерестная статья!

      Если позволите, добавлю про литовский Сад (sodas).
      В 2023 году традиция соломенных садов была включена в ЮНЕСКО.

      Соломенные сады, также известные в Литве как небо, мир, рай, люстра, воздушный змей, паук и другие национально-региональные названия. Сады имеют не только декоративное, но и церемониальное значение.
      Сады могут быть различной формы, но наиболее популярны две пирамиды с общим основанием, одна вершина которых направлена ​​вверх – в небо, а другая вниз – в подземный мир. Если сад вращается – это хороший знак, считается, что он очищает дом, наполняет его хорошей энергетикой и гармонией.

      Очень глубокая тема!
      Знаки для вышивки, для плетения — тоже очень схожи. Их часто плетут из соломы для Колеса Года.
      Кузнецы куют знаки солнца и луны, это особенная разновидность кладбищенских крестов со смыслами Колеса Года и т.д.

    • Никогда бы не подумала, что буду читать про народные орнаменты с таким интересом. Теперь руки чешутся, чтоб из соломы попробовать сделать Содас
      Милен, как всегда — потрясающая статься 👏🏼👏🏼👏🏼

    • Прекрасная статья! Очень вдохновляет еще глубже эту тему изучить. Спасибо большое 🙏