5
Май

Неизвестная богиня Ньёрун

Поделиться:

FacebookTwitterGoogleVkontakteTumblrPinterestOdnoklassniki


Неизвестная богиня Ньёрун Ньёрун (допустим вариант Нёрун) – имя богини, которое встречается в ряде списков «Старшей Эдды», в нескольких кеннингах из части «Язык Поэзии» Эдды Стурлусона, а также в обширном перечне скальдических саг. Имя Ньёрун в эддических текстах имеет два варианта написания – Njörun и Niorun. По версии А. Магнуссона, высказанной в его «Исландском словаре», первый вариант является исходным, тогда как второй возник не ранее XIII века. Сегодня среди скандинавоведов не существует единого мнения относительно происхождения образа Ньёрун. Э. Орчард («Словарь норвежских мифов и легенд») полагает, что такой богини не существовало и появление искомого имени в эддических текстах случайность, либо ошибка переводчика. Д. Хопкинс («Неизвестные богини: Ньёрун и сестра-жена Ньёрда») проводит этимологическую параллель между Ньёрун и безымянной сестрой-женой древнескандинавского бога моря Ньёрда из рода ванов. Ряд исследователей (включая А. Магнуссона) высказывали мнение о родстве древнескандинавской Ньёрун и античной Нерио, которая почиталась верховным божеством войны и доблести до появления Марса и впоследствии была вытеснена им из римского пантеона. Г. Пьер в «Словаре классической мифологии» проводит аналогию между Нерио и двумя другими античными богинями – Белонной и Минервой (обе в разное время олицетворяли мудрость, войну, победу и доблесть).   Упоминания о Ньёрун в эддах и сагах скальдов В части «Язык поэзии» из «Младшей Эдды» Ньёрун упоминается наряду с божествами-близнецами Хьюки и Билем, которые по одной версии олицетворяют фазы Луны, по другой – выступают названиями самых крупных кратеров на ее поверхности. В Стурлусоновой Эдде ничего не сказано о происхождении этой богини, однако кеннинги Ньёрун встречаются в поэтических текстах исландского скальда X века Кормака Огмундарсона, сочинениях конунга оркнейских островов Рагнвальда Калля, а также в поэме «Сага о Краке», описывающей жизнь и гибель Рагнара Лодброка. Упоминания о Ньёрун встречаются в следующих текстах – «Сага о Ньяле» (X век), «Сага о Стурлунгах» (XIII век), «Сага о Хёрде и островитянах» (XV век). Везде имя Ньёрун упоминается лишь в роли кеннинга и ни один из текстов не дает пояснения относительно его происхождения. Тем не менее, упоминаний довольно много и встречаются они в текстах различных периодов – от X до XV столетья, что указывает на значимость образа и его «не случайность», о которой утверждал Э. Орчард.
В «Саге о Гисли» Ньёрун упоминается в обороте «Eld-Njörun», что можно перевести как «огненная Ньёрун». У Бьёрна Арнгнейрссона встречается оборот «hól-Njörun», при этом «hól» с исландского переводится как «холм». Особое значение имеет упоминание Ньёрун в «Речах Альвиса» (дата написания саги неизвестна), где присутствует оборот «Draum-Njörun». Слово «Draum» позже преобразовалось в современное английское «dream», изначально оно обозначало не только «грезы», но и «сон». Кеннингом «Грезы Ньёрун» или «Сон Ньёрун» карлик в разговоре с Тором называет Ночь. При этом он поясняет, что данным оборотом искомое время суток именуют именно и только карлики (темные альвы). В части «Имена» из «Языка поэзии» также говорится о том, что «Грезами Ньёрун» темные альвы называют ночь. Версии о происхождении имени Ньёрун По мнению Ф. Йонссона и Я. Вриса, в слове «Njörun» корень «Njǫr-» может быть связан с богиней Нертус («Nerþuz», позже «Nerthus»), о которой в «Германии» пишет Тацит, упоминая, что это одна из верховных богинь германских племен. Очевидно, что Ньёрун может быть связана с богом морей Ньёрдом, предположительно в противовес Ньёрду женское божество могло олицетворять Землю как стихию («Нер-þuz» как «земля-богиня» по Ф. Йонссону). А. Штуртеварт («О происхождении древнескандинавского имени Гифьюн») делает важное замечание – Гифьюн («Gefjun») и Ньёрун являются единственными женскими именами, которые в средневековых скандинавских текстах записаны с суффиксом «-un», значение которого на данный момент остается загадкой. По одной из версий «-un» как раз обозначает женский род, тогда Ньёрун и Ньёрд могут составлять дуаду бог-богиня. Аналогичными дудами могут стать Улль («Ullr») и Уллин («Ullin»), Фьёргин («Fjörgyn») и Фьёргинн («Fjörgynn»), а также Фол («Phol») и Фулла («Folla») из самых ранних списков, записанных на древневерхненемецком. Позже многие из них кардинально изменились (Фьёргинн стала Фриггой, а Фол – Бальдром), другие же (например, Улль) остались без изменений. Все эти аналогии позволяют строить предположения о дуалистичности Ньёрда и Ньёрун, но не проливают свет на положение богини в древнескандинавской мифологической системе. Сестра-жена Ньёрда и прочие аналогии Сестра-жена Ньёрда, которой предположительно может быть Ньёрун, упоминается в «Перебранке Локи» из «Старшей Эдды», где коварный бог явно указывает на кровосместительную связь, что, однако, не задевает Ньёрда (подробно данный эпизод рассмотрен в статье о Ньёрде). Также сестра-жена Ньёрда упомянута в «Круге Земном» (точнее – в «Саге об Инглингах») Снорри Стурлусона. Однако в текстах ранее XII века подобные обороты не встречаются, что наводит на очевидную мысль о не оригинальности данного образа. Строго говоря, Снорри Стурлусон, как и большинство составителей позднесредневековых списков эддических текстов, являлись христианами и вполне могли вносить авторские правки в оригинальные тексты (например, широко известного эпизода с Фрейей и Брисингаменом также нет в раннесредневековых текстах). Ситуация осложняется тем, что абсолютно неясно – в какой момент родились дети Ньёрда – Фрейр и Фрейя, до его прихода в Асгард или после (подробнее об этом также в статье о Ньёрде). Более того, в Эдде Стурлусона Фрейр (только Фрейр, не Фрейя) назван сыном Ньёрда и Скади, которая абсолютно точно не является сестрой бога морей, так как ее происхождение подробно описано в соответствующей саге. Р. Симек в «Словаре скандинавской мифологии» говорит о том, что путаница между именами Ньёрд и Ньёрун возникла потому, что изначальное древнегерманское божество Нертус было гермафродитом, олицетворявшим оба начала. Однако, по мнению Д. Гриима («Тевтонская мифология»), путаница с именами имеет иную подоплеку – Фрейр, по его версии, был сыном Ньёрда, а Фрейя – дочерью Ньёрун-Нертус, то есть речь идет о двух не связанных между собой генеалогиях. Д. Хопкинс также склоняется к версии, что Ньёрун не связана с Ньёрдом, а является поздней версией древневерхненемецкого имени богини Нертус. Скандинавовед и лингвист Я. Врис высказал оригинальную, но довольно необычную версию, согласно которой Ньёрун действительно могла быть и сестрой, и женой Ньёрда. По мнению Вриса, этот эпизод мог стать отражением некоего индоевропейского обычая. Несмотря на то, что данная версия не нашла широкой поддержки в научной среде, стоит заметить, что в «Перебранке Локи» коварный бог также уличает Фрейю в связи с ее братом (хотя точно не говорится, что речь идет о Фрейре). Кровосместительная связь Ньёрда со своей сестрой также упоминается в «Деяниях данов» Саксона Грамматика, на что в своих работах указывает Г. Дюмезиль. Но опять же, «Деяния данов» – позднесредневековая работа, написанная в XII веке христианином по неизвестным источникам. Таким образом, на основании имеющихся фольклорных материалов и актуальных исследований справедливо предположить, что в древнескандинавской мифологии Ньёрун изначально могла занимать важное место, раз упоминания о ней столь многочисленны. Тем не менее, ее функции как божества (если она вообще являлась таковым), а также ее происхождение и связь с Ньёрдом остаются загадкой.

© runarium.ru

No tags for this post.

There are no comments yet

Why not be the first

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика
Перейти к верхней панели