Навигация

  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Мерч Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    О детском вранье

    В комментариях вспомнили рассказ детского писателя Носова, автора «Незнайки».
    Рассказ называется «Огурцы». Он совсем короткий. Ребенок Котька с другом залез в колхозный огород и сорвал там несколько огурцов. Сторож свистел, но мальчишки убежали. Котька хотел сделать маме приятное.
    Котька пришел домой радостный:
    — Мама, я тебе огурцов принес!
    Мама решает, что настал подходящий момент, чтобы прочитать нотацию о том, что воровать колхозное добро нельзя и требует, чтобы ребенок пошел ночью к сторожу с ружьем и вернул награбленное.
    Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:
    — Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.
    — И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.
    p.s.
    Почему то в детстве на такие детали внимания не обращаешь, а вот сейчас зацепило.
    —————————

    Получил только в ФБ более двух тысяч комментариев к посту про рассказ Носова «Огурцы». При этом значительная часть комментаторов считает, что мать поступила правильно, отправив ночью ребенка к человеку с ружьем — возвращать огурцы, украденные на колхозном поле. А что, дескать, вы же не скажете, что воровать — это хорошо?
    Возможно, радетелей детской нравственности это удивит, но практически все дети в какой-то момент начинают врать и воровать. Это НОРМАЛЬНО. Более того, это означает, что ребенок поумнел. И я бы на месте родителей начал волноваться, если этого не происходит. Сейчас объясню.
    Некоторые психологи считают, что примерно до трех лет дети думают, что их родители умеют читать мысли. Мама знает, когда ребенок замерз, а когда проголодался. А потом ребенок открывает для себя безграничные возможности фантазии. Вместо одной примитивной последовательности событий (я полез за вареньем, банка разбилась) возникает бесконечное их количество (к нам на кухню залетела птица, которая крылом смахнула банку). Это — начало творчества. Сначала ложь, потом фантазия, затем воображение. Дадим слово великому Маркесу: «Художественная литература была изобретена в тот день, когда Иона вернулся домой и сказал жене, что его не было три дня, потому что его проглотил кит». Многие дети врут бескорыстно. Из любви к искусству.
    И это же относится к мелкому воровству. Да, многие дети таскают у родителей мелочь из кармана. Это тоже значит, что ребенок поумнел — он пытается хакнуть систему и решить, например, проблему покупки мороженого нестандартным способом. И совершенно нормально, что сегодня дети делают домашнее задание с помощью ChatGPT. И вы бы так делали, если бы в вашем возрасте у вас был бы доступ к ИИ.
    Значит ли это, что врать и воровать — хорошо. Нет, конечно. Просто решать эту проблему надо другими способами.
    Вернемся к нашей принципиальной маме из рассказа: «Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор». Что здесь не так, ведь мама хочет, как лучше?
    Во-первых, мама показывает, что неразрывную связь мамы с ребенком могут разорвать несколько однолетних травянистых растений семейства тыквенные. Если мама отреклась от сына из-за огурцов, то в чем проблема ребенку отречься от мамы, если ее объявят Врагом Народа?
    Во-вторых, есть очень хорошее правило: ребенку ни при каких обстоятельствах нельзя говорить, что он плохой, какую бы гадость он ни совершил бы. Нельзя ставить под сомнение его личность. Можно сказать: ты очень хороший, ты самый лучший, но вот сейчас ты поступил очень плохо. То есть бороться надо не с личностью, а с поступком. Почувствуйте разницу.
    В-третьих, специально для людей, написавших про то, что у колхозного сторожа не пули, а только соль. Всего то. Подумаешь, на скорости метров 400 в секунду заряд крупной каменной соли входит в тело или в лицо ребенка. Это же так весело у Гайдая было: «Ваша честь, а он сидеть не сможет». Все смеются. Добавлю, что если соль окажется в опасной близости к кровеносным сосудам, она начнет усваиваться. Сразу начинается почечная недостаточность, отек внутренних органов и нарушения работы сердца. Да и просто кусок соли в открытой ране — это очень больно.
    В-четвертых, наказание должно быть всегда соразмерно проступку. Тяжесть и несправедливость наказания не исправляет, а ожесточает. (Хотел написать, что в Танахе сказано, что края поля не надо обрабатывать — чтобы голодный человек мог наесться, но удержался и не написал. Указ 7-8 шьешь, начальник).
    В-пятых, многие комментаторы написали, что мама напугала сына и он никогда так больше делать не будет. И мама больше не будет пугать. Нет. Прием запугивания не работает и родители, которые используют его, не остановятся. Поясню на примере порки ремнем — если отец начал бить своего ребенка, одним разом все не ограничится. Проверено на миллионах советских детей.

    Резюме. Как можно было бы поступить в этой ситуации, если маме очень хотелось провести воспитательную беседу. С детьми надо разговаривать. Им надо все объяснять. Ребенок хотел порадовать маму, а она оборвала его и выгнала за дверь. Вместо этого сначала лучше было бы поблагодарить сына — он думал о маме и хотел сделать ей приятно. А уже потом надо было отказаться от подарка и объяснить — почему. Если очень хотелось, можно было пойти со своим ребенком к человеку с ружьем. И идти при этом впереди, а не позади сына.

    Dmitry Chernyshev (с)

     

    Перейти к

    Сигила "Рассада" (Tsemra Igly) Тонкая физика: теория всего (Tsemra Igly)

    Реклама

     

    5 комментариев

    Написать комментарий
    • Зацепила не мысль, которую текст пытается донести, а фраза «Лучше пусть у меня совсем не будет сына, чем будет сын («плохой»)».
      Неизвестно, насколько выдуман случай, а если не выдуман, то каким вырос тот ребенка, но про себя могу сказать:
      1) У меня ни родители, ни ближние родственники матом не ругались. Вообще. И слов типа «жопа», «срать», » ссать» не употребляли, выбирали максимально приличные аналоги.
      2) Дома меня били. Не часто, я даже не помню, за что конкретно, кроме одного случая: мне было 8 или 9 лет, мать случайно услышала мои слова ровеснику «иди в жопу». Дома мать меня за это резиновыми прыгалками, следы оставались на коже через джинсы. У меня от нервов пошла кровь носом, сильно и много (такое тогда со мной было часто). Бабушка испугалась и стала просить мать перестать, а то вдруг я умру, на что мать именно этими словами и ответила «Лучше пусть у меня совсем не будет ребенка, чем будет плохой ребенка».
      Последствия:
      1)Выводы были сделаны — можно говорить любые слова, если в состоянии потом дать сдачи. Теперь я матом не ругаюсь, я на нëм разговариваю. И дома, и везде, где я точно не получу за это проблем. Право ругаться матом и употреблятб самые неприятные слова было в детстве оплачено моей кровью.
      2) Не буду утверждать, что с одного этого раза, но да, сформировалась позиция «я — плохой ребенок», ,» трансформировавшаяся во взрослом возрасте в «я — плохой». Очень удобная позиция, и спросу с меня нет, и родители потом раздражались, а сделать ничего не могли ибо ребенок вырос и сдачи дать мог. И как только первая зарплата, всë — плохой ребëнок вырос, и теперь он просто плохой, к своему удовольствию.

      Ответить
      • Искреннее вам сочувствую и считаю, что подобных родителей можно без зазрения послать в жопу уже во взрослом возрасте!
        Меня не били, но но скандалы были страшные, особенно в подростковом возрасте, хотя я росла пай-девочкой: умницей, отличницей, первой всегда и во всем, послушной и прилежной. Но жизнь у родителей была тяжелая. денег не было, вот на мне и срывались. Помню один скандал, когда мне — 13-летней мать отказалась давать дополнительные прокладки. Мол, они дорогие, только в школу используй, а дома можешь и ватку марлей обернуть (да, вот такую дичь раньше использовали). Так вот — скандал, мои слезы, крики, что раз я так уж дорого ей обхожусь и мешаю, то лучше б меня не было. Типичная подростковая драма. И тут мамаша- взрослая баба почти сорока лет- в такой же экзальтированно-подростковой манере орет: «Хочешь сдохнуть — так иди вешайся, я веревку принесу! Не хватало еще меня своей жизнью шантажировать!»
        Нормально, да? Даже бабушка, которая все это слышала и не была доброй феей, и то офигела и начала осаживать свою неадекватную дочь. Ясно ведь, что подросток после таких слов точно пойдет и сделает. Ну, или будет ненавидеть мать до конца жизни.
        И таких ситуаций было множество. Последствия лечу и расхлебываю до сих пор. С матерью отношения внешне нормальные, но мы обе знаем, что я не прощу ей свою сломанную психику и никакой любви к ней не испытываю.

        Ответить
    • Ночью отправлять ребёнка возвращать огурцы.. Почему ночью то? Как же много писателей с нездоровой фантазией мы изучаем в школе в литературе.

      Ответить