Навигация

  • Боги, Пантеоны и Мифология
  • Песочница. Архив Статей и Авторских техник
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Торри

    Торри (исл. Þorri), четвертый зимний месяц в старом исландском календаре, начинается в пятницу между 19 и 25 числами января (9–15 января до 1700 года). Начало Торри знаменует середину зимы. Как название месяца Торри известен с XII века. Его происхождение остаётся неясным. Высказывались мнения, что он может быть вариантом имени языческого божества Тора (исл. Þór), или же что он мог быть произведён из þurr (сухой) или из þverra (убывать).
    Þorrablót (жертвоприношение Торри) встречается в сагах и, вполне вероятно, что это был какой-то зимний праздник, возникший в языческие времена. Торри иногда появляется в средневековой литературе как олицетворение зимы.

    Прибытие Торри по представлению поэтов XVII–XVIII веков. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.

    В XVII–XIX веках Торри часто олицетворял в поэзии зиму. Торри представлялся как коренастый старичок с льдисто-серой бородой; обликом он может быть могуч, словно древний герой, или же выглядеть как оборванец. В некоторых стихах Торри впервые представляется благородным викингом, но позже поэт понимает, что он не что иное, как ледяной столб.
    Торри можно описать или как жестокого и сурового, или как просто требовательного и злого гостя, которого следует тепло привечать, иначе он принесёт плохую погоду. Различные виды обрядов и суеверий о кануне Торри появляются в источниках с XVIII века.

     

    Мужчины вокруг блюда с едой. Резьба по дереву на старой шкатулке.

     

    В 1728 году преподобный Йоун Халльдоурсон (Jón Halldórsson) из Хитардаля (Hitardalur) описал обычай на Торри: женщина выходила из дому во двор в вечер перед началом Торри и приглашала Торри, как и любого другого почетного гостя. Мужчина в доме должен был приветствовать Góa также, как молодки — Einmánuður (одинокий месяц) и юноши — Harpa (первый летний месяц).
    По словам собирателя фольклора середины XIX века Йоуна Аурнасона (Jón Árnason), в доме был человек, который должен был приветствовать Торри. В первое утро Торри, он должен быть одет лишь в рубаху, одев только одну штанину, а другую волоча за собой. Затем выйти на улицу и, хромая на одной ноге, обойти вокруг дома, призывая Торри зайти в его двор или дом. По крайней мере в некоторых частях страны первый день Торри был известен как bóndadagur (День Мужа), и жёны должны были быть особенно внимательны к своим мужьям в этот день.
    Торраблот (или жертвоприношение Торри) известен лишь по смутным упоминаниям в старых книгах, использованный как повод для создания праздника поэтами во второй половине XIX века. Тайное общество Kvöldfélagið (Вечернее Товарищество) провело свой первый Торраблот в 1867 году, а в 1873 году исландцы в Копенгагене проводят Торраблот að fornum sið (в старинном стиле).
    В эти года, когда движение за независимость от Дании набрало силу в Исландии, поэтизация древних дней свободы привели к романтической тенденции возрождения языческих обрядов, таких, как Торраблот.

     

    Торраблот, проводимый археологическим обществом в первый день Торри, 1881 г., как написано в прессе. Иллюстрация Sigurður Valur Sigurðsson, 1986 г.

     

    Исландцы не имели полной свободы вероисповедания до 1874 г., когда они получили свою конституцию. Всё, что веяло язычеством и было нехристианским, приводило к неодобрению в пуританские XVII и XVIII столетия, фактически считаясь уголовным преступлением. Но как только эти ограничения были отменены в 1874 году, первый публичный Торраблот прошёл в Акурейри (Akureyri).
    Обычай постепенно распространился на другие общины, и в 1880 году в археологическом обществе Рейкьявика состоялся Торраблот, имитировавший пир времён викингов, с занавешенными стенами, высокими скамьями и огнём в длинном очаге посереди залы. Гости пили в честь великого бога Одина, после в честь Тора и других языческих богов, таких как Фрейр, Ньёрд, Браги и Фрейя.

     

    Почти за столетие, Торраблот растёкся по городам и сёлам Исландии, принятый как новая привычка и войдя в обиход. Между тем, Торраблот укоренился в округах страны. Первый сельский Торраблот был проведён в 1896 или 1897 г. в Эйильсстадире (Egilsstaðir) на востоке. В 1910 г. музыкальное представление было проведено в Vopnafjörður в Восточных фьордах, где Торри был представлен как тролль; были и другие подобные пьесы, поставленные в других восточных округах.
    Обычай Торраблота также пришёл в исландско-канадскую общину в Виннипеге, которая начала проводить такие действа в первые годы XX века. Хотя Торраблот как таковой исчез из городского обывательского календаря за несколько десятилетий, что-то чрезвычайно похожее начало развиваться в первое десятилетия XX века, когда те, кто прибыл в Рейкьявик из других частей страны, проводили собрания земляков. Люди из Snæfellsnes, Breiðafjörður, Eyjafjörður, Þingeyjarsýsla и Skaftafellssýsla проводили ежегодное собрание, как правило, в месяц Торри, когда они вкушали обильные яства, называемые просто «исландская снедь». Иными словами, обычные зимние кушанья: копченые, маринованные, соленые и сушеные продукты.

     

    Примерно в середине XX века, когда Исландия окончательно преобразовалась из сельских в городские общины, воспоминания по старине, потерянному образу жизни привели к росту интереса ко всему традиционному, в том числе и к продуктам питания. Около 1950 года слово Þorrablót снова начало использоваться на зимних собраниях землячеств.
    Торговая индустрия вдохновилась месяцем Торри, в 1958 г. управляющий рейкьявикским рестораном Naust представил пир Торри открытым для всех. Традиционные исландские кушанья, такие, как svið (маринованная баранья голова), hangikjöt (копченая баранина), hrútspungar (маринованные бараньи яйца), hákarl (акулье филе), flatbrauð (пироги из ржаного хлеба, приготовленные на противне) и подслащенный черный ржаной хлеб с большим количеством масла помещенный в деревянное блюдо, с образца из Национального музея Исландии. Писчий нож дополнял некоторые лакомства.

     

    Эти привычные блюда теперь впервые были названы þorramatur (яства Торри). Этот торговый прорыв Naust всколыхнул новый обычай Торраблота. Сегодня, во многих обществах проводится ежегодный Торраблот, а также дружеские и семейные собрания, пирушки сослуживцев на рабочем месте; ежегодно отмечаются пиром Торри в ресторане или на дому.
    Для многих женщин первый день Торри стал bóndadagur (День Мужа), когда они дарят цветы мужьям. Этот обычай был впервые был предложен цветочными продавцами в 1980 году, и благодаря силе рекламы, пользуется возрастающей популярностью.

    Перейти к

    Ни́ссе Lokka tattur (сказка о Локи)

    Реклама

     

    Комментариев нет

    Написать комментарий