Будда Вайрочана
Будда Вайрочана (санскр. Vairocana, тиб. rnam par snang mdzad – Нампар Нангдзэ, букв. «Солнечный», «Лучезарный») – один из пяти дхьяни-будд, будда Самбхогакаи. Вайрочана относится к чистому измерению центра (местопребывания дхьяни-будд соотносят со сторонами света). |
Вот как в «Бардо Тодрол», тексте-тэрма Падмасамбхавы, описывается встреча в бардо души умершего (потока сознания, обретшего «психическое тело кармических наклонностей») с этим дхьяни-буддой:
«Сын благородного семейства, очнувшись от оцепенения после четырёх с половиной дней беспамятства, ты спросишь себя: что же со мной случилось? Распознай, что это состояние бардо. В этот момент нечистое видение преобразится, и всё явится в виде образов и света. Пространство озарится синим светом, из чистого измерения центра, Всеобъемлющего Тигле, явится благословенный Вайрочана. Его тело белого цвета, он восседает на троне, покоящемся на львах, в руках у него колесо с восемью спицами. Он пребывает в союзе со своей супругой, Царицей Небесного Пространства».
Тело Вайрочаны белого цвета, что символизирует чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Колесо с восемью спицами в руках Вайрочаны – это Колесо Закона (дхармачакра; дхарму переводят здесь как «Учение», «Закон»), символизирующее учение Будды, освобождающее от пут беспокоящих ум страстей.
Иногда Вайрочану изображают без Колеса Закона в руках, тогда его руки сложены в дхармачакра-мудре (жесте изложения буддийского закона). |
Известны изображения Вайрочаны с четырьмя лицами (Сарвавид-Вайрочана). Вайрочана смотрит в разные стороны, в этом случае он воплощает в себе аспекты всех дхьяни-будд. Четырёхликого Вайрочану изображают с двумя или с восемью руками; в руках он держит дхармачакру, ваджру, чётки, стрелу, лук.
Из «Бардо Тодрол»:
«Тогда из сердца Вайрочаны с супругой к тебе изольётся синий свет скандхи сознания (санскр. vijñāna, тиб. rnam shes, сознание) в её чистом измерении…»
Каждая из пяти скандх в очищенном аспекте представляет собой свет соответствующей мудрости. Скандхе сознания соответствует Мудрость Дхармадхату.
Супруга Вайрочаны – Ваджра-Дхатвишвари (Белая Тара).
Мир Будды Вайрочаны имеет название Акаништха (санскр. Akaniṣṭha, тиб. ‘og min, букв. с санскрита «Нет моложе», что означает Небеса Вечной Юности, и «Не ниже», что означает Наивысшие Небеса в Мире Форм.
В переводе его имя означает «Солнечный», «Лучезарный».
Когда бардо мирных божеств заканчивается, и начинается бардо гневных божеств Вайрочана проявляется как Будда-Херука.
rnam par snang mdzad | [Нам-пар Нан‘-дзэ] | Нампар Нангдзэ / Вайрочана | |
rnam par | [нам-пар] | нампар – совершенно, полностью | |
snang mdzad | [нан‘-дзэ] | нангдзэ – освещать |
Комментариев нет
Написать комментарий