Работа с богами и демонами : колдовской и жреческий подход
Существует множество практических методов взаимодействия с богами. Как и в любой адекватной практике, здесь при выборе подходящего метода и его реализации нужно отталкиваться от нескольких начальных условий, например, от желаемой конечной цели и предполагаемой цены её достижения. Зачастую приходится решать, допустимо ли лично для Вас иметь тот или иной побочный эффект или сможете ли Вы справиться с предполагаемым испытанием Ваших способностей и психики. При всём разнообразии самих методов, эти основные вопросы едины для любого взаимодействия с богами, поэтому я опишу их прежде, чем перейти к основной части.
Все виды конечных целей, ради которых практик может обратиться к богам, можно разделить на две основные категории. Первая – обретение конкретных прикладных выгод: лечение и самолечение, привлечение удачи и денег, месть врагам, обретение чистоты и/или защиты, подчинение и очарование людей… Вторая категория специфична именно для практики с богами – очень часто они проводятся ради самого по себе развития личности оператора. Это может быть развитие в целом или как-либо направленное (например, взращивание в себе некоторого качества характера), но без попытки достичь какой-либо конкретной событийной составляющей.
Почему важно это разделение? При всём многообразии практических отношений с богами существует, всё-таки, всего два основных подхода к ним. Назовём их колдовской и жреческий.
Колдовской подход подобен товарно-денежным отношениям: практик не имеет к богу ничего личного и просто стремится получить от взаимодействия с ним какую-либо выгоду из первой вышеописанной категории, взамен проведя должный обряд и/или принеся подходящие жертвы. При этом вполне может сложиться ситуация когда практику понравилось взаимодействие с конкретным богом и он годами обращается именно к нему, однако само постоянство не является характеризующей чертой жреческого подхода. Также определяющей не является глубина связи: хороший маг, проведя достойную подготовку, вполне может на момент действа иметь более мощную связь с избранным им богом, чем начинающий жрец. Колдовской подход характерен именно тем, что спектр целей взаимодействия ограничен прикладной категорией. Основной минус подхода, собственно, заключается в неиспользовании того наибольшего и самого перспективного, что боги могут дать человеку – ускорения его развития. Маг, подходя к взаимодействию с богами так, вполне мог бы вместо этого практиковать с более низким классом существ или с безличными силами. Понятно, однако, что практика с тем или иным богом может просто подойти по целям и средствам больше, чем любая иная. Дополнительные минусы подхода – в целом слабая связь и необходимость более осторожно относиться к оплате «услуг» бога (жрецу вполне может что-то быть дано в дар или авансом, при колдовском подходе такое не прокатит). Огромный же плюс подхода – это отсутствие тех минусов, которые будут описаны ниже у подхода жреческого.
Жреческий подход подобен личным отношениям между людьми, например, дружеским или семейным. Понятно, что и здесь наличествует определённого рода взаимное использование для мелких конкретных вещей (впрочем, как и в дружбе людей), но сам дух взаимоотношений не построен вокруг этого. Главное в жреческом подходе – отношение к богу как к учителю/покровителю/спасителю/лидеру, приоритетная выгода здесь заключается в божественной помощи на протяжении всей жизни и за её пределами, причём помощи в первую очередь в развитии вообще, а затем уже в конкретных вещах. Некоторые из прикладных выгод, являющимися самоцелями взаимодействия при колдовском подходе, даются жрецу «по умолчанию», сами собой. Обычно это дополнительная магическая защита и благословение в определённой сфере жизни, являющейся «владением» избранного бога. Иные же из прикладных выгод, понятное дело, могут по желанию быть испрошены.
Но есть и суровая цена – минусы жреческого подхода.
Во-первых, каждая практика взаимодействия с богом сдвигает все аспекты личности практика, от вкуса энергетики и цвета ауры до привычек, вкусов, настроений, спектра состояний сознания и высших способов самовыражения, в сторону, соответствующую данному богу. При разовом колдовском подходе этот эффект пренебрежимо мал, при постоянном колдовском подходе становится заметен, но при желании относительно легко преодолим, а вот при жречестве… Следует понимать, что даже при волевом сопротивлении хотя бы некоторая мера этого эффекта будет для практика необоримой. Выход здесь, пожалуй, только один – не браться за жречество вообще, если не хочется быть подвергнутым такому влиянию. А если браться, то в покровители избирать бога/богов не столько по «мощи» (на самом деле все боги по сравнению с человеком невероятно могущественны и сравнивать их в этом плане бессмысленно) или эстетической/культурной привлекательности, сколько по наличию у этого бога тех черт, которые Вы бы хотели в себе взрастить и отсутствию тех, которые не хотели бы в себе видеть вовсе.
Во-вторых, при длительной и постоянной жреческой практике человек почти обречён «влюбиться» в своего покровителя. Необъективное, эмоциональное отношение к богу при отсутствии попыток балансировать его любовью к себе и концентрацией на своих личных приоритетах и потребностях может вылиться в то, что Вы станете «светлым», бескорыстным его служителем, в то, что проведение воли покровителя в мир станет для Вас самоцелью. С другой стороны, слишком большое отрицание тёплых чувств к богу негативно сказывается на качестве связи и на его отношении. Обычно необходимо поддерживать баланс.
В-третьих, у всех богов свои правила и заветы. Иногда они выражены размыто, а иногда собраны в жёсткие религиозные системы, но, так или иначе, они есть. Бог может одобрить или не одобрить практически любую вещь в вашей жизни, от привычки курить до сексуальной ориентации и выбора спутника/спутницы жизни. И если вы приобрели мощную связь, то с этим придётся считаться… или отказываться от покровительства.
Интересно то, что для очень многих людей, склонных к жреческой практике, первые два минуса, а то и третий, являются скорее желанными плюсами. Растворение собственной личности в своём боге или становление его фанатом вполне могут быть неплохим вариантом – всё зависит от Ваших жизненных целей, от Вашей духовности. Это странный, но всё же Путь, как и все Пути, и потому он достоин уважения. Лучше, конечно, подумать заранее о том, может ли это быть необходимо лично Вам, и подумать ДО начала плотного взаимодействия с Силой, дабы затем необъективность не влияла на Ваше решение.
На этом перехожу к основной части статьи – подробному рассмотрению категорий практических методов взаимодействия с богами.
НАСТРОЕЧНАЯ. Очень широкий класс практик. То, что помогает лучше прочувствовать бога, уловить его энергии, «сесть с ним на одну волну». Настроечной можно назвать что угодно – от приготовления курения или священного напитка божества с последующим употреблением до чтения духовной/мифологической литературы. Сюда же можно отнести чисто медитативные практики и энергетические практики сонастройки без выраженного стремления подпитаться. Чаще всего, однако, это бывает произношение текстов довольно статичного содержания: в них нет ни прямого призыва, ни просьбы, но есть обычно некое описательное славословие.
Следует понимать важную вещь – при колдовском подходе настроечная не имеет смысла как самостоятельная практика. Её целевое употребление – подготовка к другой, основной, прикладной практике. Впрочем, эксперимент обычно интересен сам по себе. А вот при жреческом подходе настроечная имеет огромный самостоятельный смысл! Для начинающего жреца она важна как основной способ создать и укрепить канал, по которому дальше идёт всё остальное общение, как энергообмен, так и информативные сообщения с обеих сторон. Для того же, кто решил сделать взаимодействие с избранным богом или пантеоном основой своего Пути, вся жизнь становится своего рода одной длинной настроечной…
Как правило, если Вы не являетесь сверхчувствительным медиумом, гонимым каждым астральным ветерком и при этом пытающимся настроиться на ужасного бога Хаоса, Безумия и Крови, разовая настроечная практика полностью безопасна и не имеет заметных негативных эффектов. Однако постоянная практика настроечных в течение длительного периода вполне может сильно сдвинуть Вашу энергетику и мышление/характер в сторону, соответствующую избранному богу, со всеми вытекающими последствиями, плюсами и минусами, описанными выше при рассмотрении общих вопросов.
ПОДПИТКА. Можно проводить её как чисто энергетическими методами, так и ритуально (например, освящать употребляемую пищу). Подпитка может являться самостоятельной практикой для колдуна, просто ради самой энергии, но такое применение довольно специфично… обычно, если у Вас нет никаких других дел к богу, лучше поискать другой источник питания. Для жреца подпитка подобна настроечной, но с плюсом в виде собственно обильного притока. Следует, конечно, понимать, что «не очень красиво» часто делать подпитки, не принося при этом жертв. По степени опасности и побочным эффектам подпитка по сути равносильна настроечной с одним дополнительным моментом: она быстрее и мощнее вызывает привыкание. Постоянно практикуя подпитку, Вы должны быть готовы к тому, что Вам может не захотеться больше брать силы ни из какого другого источника 😉 Если желаете сохранять универсальность и независимость, есть способ этого избежать – специально подпитываться от источников, энергетика которых кардинально отличается от вашего бога. Например, Ваш основной покровитель это Нергал, владыка Мира Мёртвых, а Вы помимо него регулярно подпитываетесь от городских мест Силы и от любимых берёз в лесу. Однако, понятное дело, это снизит скорость и простоту укрепления канала к Нергалу. Здесь уже каждый сам для себя решает, что ему ценнее – «свобода» или «крепкий союз навсегда».
ВОЗЗВАНИЕ И МОЛИТВА. Как правило, является текстом различной формы, от внутреннего монолога и написания писем до пения церковного хора и сатанинского гроулинга посреди поля. Можно также представить себе передачу этого вида практики танцем, рисунком или ещё чем-то, но это встречается очень редко. В отличие от настроечных, тексты воззваний и молитв содержат в себе подчёркнутую динамику; в них бог и/или взаимодействующий с ним человек обязательно что-то делают: приходят, обращают внимание, осеняют место своей силой, подтверждают свою верность и теплоту своего отношения, что-то просят или дают, благословляют, проклинают, свидетельствуют, да что угодно. Если настроечная обращена к сути самого бога, то воззвание и молитва построены вокруг некоего события или объекта в мире… в абсолютном большинстве случаев это событие имеет важность в первую очередь для обращающегося человека, а объектом является он сам или нечто ценное для него. Поэтому будет вполне корректным сказать, что настроечная теоцентрична, а воззвание и молитва эгоцентричны.
Боги, однако, зачастую могут с большим энтузиазмом выполнять действия, содержащиеся в воззваниях и молитвах, даже если они ничем не оплачены, а обращающийся не является для них значимым. Это бывает обусловлено самой сутью и характером бога. Также существуют устоявшиеся обряды, в которых бог свою роль выполняет как бы автоматически. С другой стороны, если воззвание тянет бога приходить куда-то или к кому-то, куда или к кому ему приходить совсем не импонирует, он может даже при наличии давно наработанного хорошего отношения и/или принесённых жертв не только отказать практику, но и наказать его. Например, если Вы просите Гекату покарать мужчину, совершившего сексуальное преступление, она вполне может откликнуться праведной яростью и без дополнительных приношений; если же вы зовёте Астарту посетить вас на кладбище, будьте готовы в лучшем случае к недоумению.
Различие между воззванием и молитвой весьма смутно и лежит в основном в области эстетических предпочтений. Так, большинству сатанистов противно называть свои обращения «молитвами». Однако это не меняет сути. Молитва обычно подразумевает наличие личных просьб, а иногда и целиком из них состоит, воззвание может не содержать таковых в явном виде, а лишь призывать бога засвидетельствовать или осенить что-то, усилить своё влияние в мире или укрепить связь с практиком… но разве такие призывы не являются тоже видом просьбы?)
Для колдовского подхода данный метод взаимодействия является основным и абсолютно необходимым. Зачастую можно обойтись без настроечных, без алтарей, без принесения жертв и даже без какой-либо предварительной связи вообще, но вот без воззвания/молитвы колдовской подход к взаимодействию с богами представить просто невозможно. В нём вся суть этого подхода. Что бы Вы ни решили содеять с помощью богов – приворот ли навести, защиту ли поставить – а решающее воззвание/молитва в явной или скрытой форме будет ключевым элементом вашей практики, вокруг которой строится всё прочее. Пик намерения и основная информационная нагрузка (само описание желаемой перемены в реальности) будут здесь.
Если же брать жреческий подход, то тут всё неоднозначно. Существуют жрецы, которых можно условно назвать «светлыми служителями» (не нужно обольщаться этим словом, таких полно и среди чернокнижников) – им не интересна конкретика событий или выгод, им интересна сама связь с покровителем и проведение его воли в мир. Такие молятся достаточно редко. Но и они могут просить своего бога о лучшей связи с ним, о наставничестве, откровении или даровании особой миссии. Есть жрецы «тёмные», сконцентрированные на своих частных желаниях и мнениях – они могут часто взывать к своему богу, дабы он сделал что-то конкретное. Спектр возможностей весьма широк, а их применение зависит от характера практика и уровня его развития; мне встречались как жрецы, чуть что применяющие помощь своего бога даже в мелких делах, так и те, кто молится лишь о даровании исключительных знаний. Редко встречается вид жрецов, ориентированных только на общее развитие и ради этого делающих практики религиозного характера без попыток достичь каких-либо конкретных практических эффектов. Такие могут регулярно совершать жертвоприношения, настраиваться и подпитываться, но не просить своих покровителей никогда и ни о чём. Мне известны яркие примеры такого отношения к жречеству, однако это скорее исключение. Как правило, жрец, даже ориентированный в основном на общее развитие, не избегает прошений хотя бы иногда.
А какие побочные эффекты и какая цена исполнения желаний с помощью богов? Как уже было написано выше, важнейший момент в обращении к богу с просьбой – это то, как он сам относится к исполнению этой просьбы. Следует понимать, что боги, кем бы они на самом деле ни являлись (рассмотрение теорий об эгрегорах и сущностях, вопросов личностности/безличностности и объективной реальности существования богов не входит в тему данной статьи), в любом случае обладают огромной, невообразимой мощью и способностью предвидеть события на много ходов наперёд вкупе с ярко выраженным характером и личным отношением к миру и происходящему в нём. Да убережёт Вас это понимание от неосторожных обращений к богам с просьбами сотворить нечто, по их мнению, несправедливое! Причём, подчеркну, несправедливо именно по субъективному взгляду конкретного бога. Цена и побочные эффекты зависят в первую очередь от этого фактора. Следует внимательно изучить мифологические источники и провести хотя бы пару настроечных практик прежде, чем обращаться к Силе с просьбой, в благосклонности Её к которой Вы не уверены. Например, если Вы решили навести приворот, одним из последствий которого является разрушение устоявшегося и благополучного брака, то советую не обращаться к Изиде – даже шестидесятидневный предварительный пост и принесение в жертву настоящего быка не помогут вашему желанью найти отклик в её благонравной натуре. Страстная Афродита вполне может одобрить такое намеренье и за совершенно символические приношения и тёплые слова восхищения ею, а шумерский бог мудрости Энки скорее всего будет безразличен к самому делу (и вот тогда уже в качестве решающих факторов выступят настройка, артефакты и жертвы).
Есть ещё такой момент, как благосклонность бога непосредственно к обращающемуся. Можно обратиться к богу по любимому его делу и с подобающей жертвой, но получить жестокий отказ и даже проклятье вдогонку, если вы, например, совершили в этой жизни нечто, что по его соображениям является ужасным деянием, и не раскаиваетесь. Или же если вы глубоко вовлечены во взаимодействие с силой, с которой этот бог конфликтует. Если вы – искренний почитатель Баала, Молоха, Дагона и всего пантеона «идолов финикийских», то явно не стоит пытаться молиться в христианском храме, даже о здравии близких, даже совершая обильное приношение. Почему? Почитайте в Ветхом Завете)
Также нужно осознавать, что, так или иначе, всё должно быть оплачено и всё будет оплачено. Благосклонность бога к Вам и к воззванию хороша, но лучше не избегать принесения жертв. В случае и благосклонности и наличия достойной жертвы вам точно не грозит ничего дурного, практика полностью безопасна, а вот если хотя бы одного из этих элементов недостаёт, могут возникнуть проблемы… Даже если вы получили желаемое, но чувствуете, что жертва была недостаточна, лучше принести затем ещё одну жертву в качестве благодарности, дабы не исчерпывать кредит доверия этого бога (вдруг снова понадобится его помощь) и вообще быть перед всеми Силами правильным, годным практиком с хорошей репутацией.
СОЗДАНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ АЛТАРЯ И/ИЛИ КУЛЬТОВОГО МЕСТА. Название категории говорит само за себя и, пожалуй, не нуждается в длительных разъяснениях о форме воплощения. Она очень разнится для разных богов, пантеонов и традиций. Единственное, что, пожалуй, может ввести в заблуждение и должно быть пояснено – алтарь далеко не всегда представляет собой твёрдую плоскость, как это обычно рисует первая ассоциация. Это может быть колодец, клетка со зверями, дерево или иное растение, тело живого человека, да что угодно. Алтарь суть постоянное место наибольшей концентрации энергетики и присутствия бога в культовом месте, а форма его, как и самого культового места, может быть весьма различной.
Сама по себе работа над местом практик с богами подразумевает многоразовое, длительное взаимодействие и этим отсекает значительную часть колдовского подхода. Очень редко, для очень серьёзной прикладной практики создание алтаря или полноценного культового места/сооружения бывает оправданным. Как правило, если не подразумевается повторное использование, лучше вложить силы и время в настройки подготовки своего состояния и жертв.
Для жреческого подхода обычно создание алтаря и/или постоянного места более чем оправдано. Оно не только усиливает связь и энергетические эффекты во время практик, но и является знаком серьёзности отношений жреца и его бога/богов. Такой знак приводит к большему доверию покровителей и иногда даже бывает решающим при восприятии ими практика как достойного перехода на более глубокий уровень взаимодействия.
Минусы и плюсы, соответственно, здесь соответствуют таковым от самого по себе углубления уровня взаимодействия.
Всё, что касается данного пункта, может быть в полной мере отнесено и к созданию артефактов, постоянно используемых в работе с богами, от жертвенных ножей и чаш до амулетов и ритуальных одежд.
ПРИНЕСЕНИЕ ЖЕРТВ. По форме, конечно, в первую очередь следует упомянуть, что жертвы могут быть ОЧЕНЬ различны. Пища, алкоголь, благовония, свечи, цветы, жизнь животных, кровь практика, его деяние во славу бога (наиболее популярный пример это пост) – лишь самые привычные варианты жертв. Общим моментом является разве что уничтожение или иное расходование жертвы во время практики (в случае с нематериальной жертвой расходуемым элементом выступают затраченные время, воля и силы), но и здесь могут быть исключения. Например, можно в качестве жертвы богу посвятить ему своё произведение искусства, от стихотворения до скульптуры. Понятно, что само произведение от этого не пострадает. Распространённым во многих культурах во все времена было посвящение богам домашних животных и даже собственных детей. Наиболее серьёзной жертвой является, пожалуй, принесение обетов, которые затем необходимо соблюдать всю жизнь, таких, как обеты безбрачия или работы в определённой профессии.
Жертвоприношение – столь важная и обширная тема среди всего, касаемого работы с богами, что про него стоило бы писать отдельную статью. Отношение к жертве, метафизический смысл приношения, подходящие время и условия для ритуала, виды допустимых, недопустимых и обязательных (бывает и такое) жертв – всё очень различается от бога к богу и от практика к практику. В целом можно сказать только лишь то, что наиболее заметное разграничение можно провести между жреческим и колдовским походом. При колдовском подходе жертва суть символическое воздаяние богу за его действия. В этом смысле воззвание/молитва и принесение жертвы составляют собой почти нераздельную пару практик: для колдуна принесение богу жертвы без указания своей просьбы абсурдно, а прошение без жертвоприношения бесполезно или опасно. При жреческом подходе можно выделить массу возможных отношений к процессу жертвоприношения и соответствующих им следствий. Жрец может приносить жертву ради конкретного событийного эффекта, как колдун, а может приносить её ради самого по себе укрепления связи с богом или познания какого-либо его аспекта, по религиозным соображениям (например, в благодарность или искупление), чтобы соблюсти традицию и «не выпасть из системы», и, конечно, ради общего развития собственной личности или иного высшего смысла. Последнее очень характерно для любого жреческого подхода, а у некоторых жрецов вся практика с богом всецело сводится к этому. Само слово «жрец» во многих языках означает «тот, кто приносит жертвы».
СОБЛЮДЕНИЕ ПОСТОВ И ПРАЗДНИКОВ. Это комбинация жертвы и настроечной практики. Со всеми вытекающими следствиями (смотрите соответствующие пункты). Понятно, что религиозные праздники – прерогатива почти исключительно жреческого подхода, а разовый пост вполне может быть элементов подготовки к чисто прикладному ритуалу.
ОБЩЕНИЕ С СУЩЕСТВАМИ ИЗ ИЕРАРХИИ БОГА. Практически во всех культурах, религиях и магических традициях существуют учения о существах-посредниках, доносящих волю богов до людей и вообще производящих в мире желаемые ими действия. Ангелы, духи, демоны и прочие разновидности «свиты» или «армии» богов могут сильно помочь практику как при колдовском, так и при жреческом подходе к взаимодействию. Во многих случаях колдовского подхода можно вовсе заменить обращение к богам обращением к их слугам. Однако здесь невозможно выделить чёткие рекомендации, минусы и плюсы помимо пожелания не вступать в общение с существами при отсутствии хотя бы базовых знаний о боге. Дело в том, что по данному пункту все нюансы и подводные камни – скорее довольно обширная тема об общении с сущностями, чем тема данной статьи.
САМООТОЖДЕСТВЛЕНИЕ. Наиболее опасный и требующий высшей степени осознанности метод практического взаимодействия с богами. Очень редко бывает действительно нужен настолько, что без него не обойтись. Зато, при благополучном осуществлении, чреват возможностью полной потери себя в личности бога, одержимости или безумия. При этом, однако, для некоторых жрецов именно регулярное или постоянное отождествление себя с покровителем является вершиной духовного Пути, а моменты его – пиками Силы. Данный вид практики я не рекомендую к использованию при колдовском подходе вообще, а при жреческом он требует длительной подготовки. Сила оператора, полностью и на всех уровнях сознания и энергетики отождествившего себя с богом, очень велика. В ходе данного вида практики можно от имени бога наводить мощнейшие воздействия на людей, местность или события; воздействия, однако, должны строго вписываться в рамки того, что подходит этому богу (что он сам мог бы делать). Самоотождествление может применяться жрецами во многих коллективных практиках, направленных на развитие и поддержание культа (например, при передаче посвящений или благословении адептов), и зачастую имеет более религиозный, чем магический смысл. Цена его такая же, какая у большинства практик с богами – угроза потери своей изначальной личности и претворения себя в прообраз своего бога; конечно, оно из всех рассмотренных мной пунктов наиболее «дорого», то есть ведёт к скорейшему и сильнейшему изменению. Поэтому, если целью всего Пути практика не является потеря себя в боге, самоотождествлеие следует использовать крайне осторожно.
Да пребудут с Вами Сила и Разум!
(с) Asterian Immorales
Спасибо за информацию, очень познавательно.
…Ангелы, духи, демоны и прочие разновидности «свиты» или «армии» богов…
Добрый день, Милен!
Не понятно, каким образом демоны-инферны стали свитой богов. По сути инферны, сами боги, в нашем понимании. Или я чего-то не понимаю?
А почему вы этот вопрос задаете мне? Это же не моя статья и не мое мнение.
Скорее там имеются в виду не демоны , а существа более низкого уровня — бесы и черти.
Об иерархии инфернов подробно говорится тут : https://maelinhon.org/inferny-ierarhii-i-vidy/
Я просто думал, что вы откомментируете. Может поправите автора)).
Интересный подход, отлично передает суть отношений, по-моему. Еще интересно было бы почитать о работе со стихиями
Очень интересная статья! Спасибо