Почему люди хотят детей
— Как определить, являются ли мужчина и женщина мужем и женой?
— Нужно понаблюдать, не кричат ли они на одних и тех же детей.
Из сети
Почему однажды супруги решают стать родителями? Подобный интерес — не пустое любопытство. Сколько угодно случаев, когда при работе с «детскими» проблемами выясняется, что дети эти появились у своих родителей по каким-то внутренним, только им (родителям) вЕдомым причинам – а потом оказалось, что родительских ожиданий потомки оправдать не смогли. Отсюда и многие сложности.
До эпохи планирования семьи (которая у нас, можно сказать, началась совсем недавно, а для кого-то вообще еще не началась) обзаведение детьми было практически синонимом полового влечения. И любая половая близость чуть ли не обязательно предполагала через девять месяцев появление ребенка: во многих мелодрамах советского периода именно так обычно окружающие и узнавали о чувствах героя и героини.
Если говорить только с этологической точки зрения, то у «братьев наших меньших» совокупление в принципе происходит только ради появления потомства. И желание возникает только в тот период, когда возможно зачатие. Именно поэтому, как уже не раз приходилось говорить, у животных и не бывает подобных проблем ни с сексом, ни с детьми. Но у людей все-таки интимная близость и решение стать родителями – далеко не одно и то же (что бы ни говорили приверженцы постулата «отдайся не удовольствия ради, а потомства для»).
Таким образом желание стать матерью или отцом заслуживает само по себе серьезного внимания: как минимум, чтобы предвосхитить возможные проблемы общения с детьми и возможные проблемы выросших детей.
***
Наверняка многие скажут, что, мол, не о чем тут говорить: естественный инстинкт продолжения рода, материнская или отцовская любовь… Да, стремление к выживанию закреплено у всех представителей рода, включая род человеческий, как удовольствие. Поэтому рождение ребенка и уход за ним сам по себе часто доставляет приятные эмоции. Однако «человек разумный» в жизни руководствуется не только бессознательным, и кроме инстинкта размножения у него есть еще и социальная сфера, и самореализация, и взаимосвязь с окружающим миром… Порой удовольствие от воспитания ребенка так или иначе входит в конфликт с социальными или прочими внешними требованиями. И первичное удовольствие пропадает или перерождается в тяжелую обязанность, создающую внутреннее напряжение и таким образом провоцирующее и проблемы с детьми. Но об этом подробнее говорилось в статье «Почему люди не хотят детей».
Поэтому, говоря о стремлении людей стать родителями (порой таком сильном, что неудача становится трагедией всей жизни), объяснять все только родительской любовью или инстинктом, увы, не приходится. Гораздо чаще, как это ни грустно, взрослые с помощью появления ребенка прежде всего стремятся решить какие-то свои личные внутренние проблемы. И принимают решение о родительстве под действием некоторых внешних и внутренних довольно сомнительных стимулов. Безусловно, у каждого такие стимулы свои, и полный их список дать невозможно, Однако некоторые наиболее распространенные причины можно привести.
«Потому что так принято, нужно выполнить долг перед обществом». В нашем обществе, как правило, взрослый семейный человек без детей считается в чем-то неполноценным (особенно женщина). Да, можно сказать, что такое общественное мнение сформировано как раз на основе тех самых «инстинктов размножения» – точнее, потребности пополнять род человеческий в период высокой детской смертности. Но тогда получается, что все, кто идет на поводу у этого постулата, руководствуются довольно примитивными «животными» мотивами (называя их высокими человеческими).
Причем здесь даже вряд ли правомерно говорить о том, что рожать ребенка люди хотят: скорее они чувствуют себя обязанными перед социумом, а также надеются после выполнения «общественного долга» заслужить от общества высокую оценку. Некоторые наверняка помнят, как когда-то практически вменялось в обязанность ходить на субботники и прочие общественные работы: никто не спрашивал, есть ли у конкретного человека желание идти: все должны были ходить поголовно, а тех, кто пытался увильнуть – социум осуждал и презирал (кстати, сейчас иногда встречается любопытная формулировка «Я хочу детей, потому что я женщина, мне нельзя этого не хотеть») . Сегодня, к сожалению, многие становятся родителями, банально страшась оказаться в числе тех, кого «осуждает и презирает» актуальный социум; становятся вопреки своей воле, со всеми вытекающими негативными последствиями как для себя, так и для детей.
«Потому что хочется». А почему хочется? В большинстве случаев таким образом взрослые просто хотят решить проблему собственной социализации. В частности, женщина, у которой неуспех в социальной жизни (и часто вследствие этого низкая самооценка), полагает (часто совершенно неосознанно), что вот она станет матерью и сразу поднимется в собственных глазах и в глазах окружающих! Последующее поведение таких женщин в последнее время образовало интернет-мем «Яжемать». Фактически этот неологизм означает, что новоявленная родительница ожидает (а иногда требует) от окружающих «признания своего повышенного материнского статуса»: только потому, что сама невольно вкладывала такие ожидания в появление ребенка. И соответственно, фрустрация в отношении этих целей отражается чаще всего на самом ребенке.
Сюда же можно отнести такую причину, как «С рождением ребенка я обрету смысл жизни»: можно только пожалеть тех детей, которые родятся в качестве чьего-то жизненного смысла. Они вряд ли смогут когда-либо начать жить самостоятельно, даже став взрослыми: потому что их «предназначение» – структурировать существование родителей и придавать ему осмысленность. Вообще такие проблемы часто возникают там, где мать или отец, отчаявшись реализоваться в какой-то иной сфере (или реализовавшись, по их мнению, недостаточно), стремятся социализироваться как родители – то есть опять же решить свои личные проблемы за счет наличия детей.
Еще одна часто неосознаваемая причина желания родить ребенка – ощущение нехватки любви и внимания. По ряду причин такое решение данной проблемы чаще встречается у прекрасного пола. Например, женщины иногда говорят: «Ко мне по-разному люди относятся, кому-то я не нравлюсь, а ребенок свою маму всегда любить будет, какая бы она ни была». Да и неудачи в личной жизни часто подталкивают женщину родить ребенка «для себя» (хотя ребенок не вещь, и такой подход в принципе неприемлем). Этот ребенок, как правило, также всю жизнь обречен существовать под материнской юбкой, и любить, соответственно, только маму: упаси его боже полюбить кроме мамы кого-то еще.
Чтобы было кем руководить. Многие люди, воспитанные на принципах так называемого иерархического мышления, стремятся свою семейную жизнь строить по тем же канонам: в том числе и становятся родителями (осознанно или неосознанно), чтобы иметь возможность хоть кем-то руководить, а то и манипулировать. Чтобы хоть кто-то в их семье (а точнее, в семейной иерархической пирамиде) стоял ниже их самих: безоговорочно считается, что это всегда будут дети, хотя бы по принципу «Яйцо курицу не учит». И когда дети вырастают и перестают безусловно подчиняться родительскому руководству — тут и начинаются трагедии.
Данный мотив тоже часто не осознается; но чем сильнее доминирует у человека система иерархического мышления, тем явственней бывает желание обзавестись потомством. А для внешнего пояснения своей потребности обычно находятся более социально приемлемые доводы.
Ради обеспечения собственной старости – «мол, чтобы было кому подать стакан воды». Этот внешне благородный мотив на самом деле часто оказывается еще одним вариантом стремления привязать детей к своей персоне несмотря ни на что – чтобы ребенок ухаживал за престарелым родителем не по собственному желанию, а потому, что он родителям обязан. Ведь они именно для этого его родили, а не для того, чтобы он сам по себе жил и был счастлив! То есть таким образом будущие родители изначально хотят иметь не ребенка, а слугу. Но вовсе не обязательно, что ребенок, когда вырастет, будет с этим согласен. Одна из частых проблем – та же фрустрация после так называемого «банковского синдрома», когда родители действительно много вкладывают в ребенка с целью, что «он, когда вырастет, за все будет должен отплатить заботой». А потом обнаруживается, что он этих вложений не заказывал, поэтому родительский вклад оценить не готов: особенно так, как этого ожидают родители.
В качестве инструмента улучшения отношений в семье. Часто, когда у супругов обстановка в семье не самая лучшая, более того, когда уже явно имеется ситуация предразвода, пара (а иногда одна женщина, без учета мнения мужа) решает родить ребенка – мол, тогда мы будем друг друга любить, и будет ради чего жить вместе, и оба мы успокоимся. Но ребенок не клей и не цемент, и в большинстве случаев ему не под силу скрепить разваливающиеся отношения взрослых: если двое не могут между собой договориться, то появление третьего только усложнит ситуацию. Рождение ребенка добавит новые проблемы, и тем более трудно будет говорить об «успокоении».
По воле значимых старших родственников. Иногда молодых супругов чуть ли не заставляют стать родителями – особенно в больших клановых семьях, где старший родственник заинтересован в том, чтобы число его подчиненных все время росло. Мол, внуков и правнуков должно быть много. А кто из молодых до сих пор не собрался продолжить наш род – того лишить наследства (кроме шуток, и такое бывает!) Но если рождение ребенка нарушает все планы молодых родителей и происходит насильно – наверняка ни их жизнь, ни жизнь этого ребенка не будет безоблачной.
Еще две часто неосознаваемые причины желания стать родителями – это «Хочу, чтобы мой ребенок продолжил мое дело» и «Хочу, чтобы мой ребенок сделал то, чего не смог(ла) я». У обеих причин много общего, несмотря на вроде бы внешнее смысловое различие: ведь и в том, и в другом случае ребенку навязывается то, чего ему самому не нужно. Да, нередко дети продолжают дело родителей, но далеко не во всех случаях это происходит по желанию детей: иногда родители явно или скрыто настаивают на этом, сулят выгоды от использования «знакомств и связей», помогают поступить в соответствующий вуз или найти работу. Но в итоге получается как минимум один несчастный человек, вынужденный всю жизнь заниматься нелюбимым делом.
А во втором случае детям еще сложнее: родители требуют от них, если подумать логически, по сути невыполнимого. Поскольку мысль про «яблочко и яблоньку» сформулирована совсем не зря: дети многое получают от родителей и в виде прямой наследственной информации, и в процессе воспитания, и в форме жизненных сценариев. Поэтому вряд ли ваш ребенок сможет выполнить то, чего не смогли вы: особенно если у него самого не будет внутреннего мотива этого достигать, а вы будете ему это навязывать вопреки его желаниям. И здесь речь не столько о профессии или увлечениях, сколько о структуре и акцентуациях личности, социальных возможностях и т.п. И самое главное – человек теоретически может достичь многого, даже того, что ему вроде бы не свойственно: однако это возможно только при условии, что у него будет своя, личная мотивация, а не родительская. Если он сам будет стремиться чего-то достигнуть, а не родители будут его заставлять достигать уже их жизненных целей и по сути жить их жизнью, а не его собственной.
Чтобы оставить после себя след в жизни. В общем-то, достойная цель. Многие хотят, чтобы их существование в мире не прошло бесследно: одним, правда, достаточно, чтобы после них остались те же дома, деревья, художественные произведения и т.п. А когда человек не в силах сотворить что-то подобное (или считает, что этого недостаточно), он стремится, чтобы после него остались как минимум дети. И проблемы возникают тогда, когда стремление «оставить след» перерождается в стремление «заставить детей в жизни делать то, что считают важным и нужным родители». А мнение самих детей родителей не интересует. Более того, навязанный таким образом родительский сценарий обычно реализуется целиком, то есть стартовав с того же желания и с тех же позиций, что и у родителя, и приводит на финише к такому же краху и у следующего поколения детей.
И очень редко детей рожают для того, чтобы родители могли поделиться с ними (с дружеских, товарищеских позиций) собственным счастьем в этой жизни и собственным позитивным жизненным опытом. Но если уж так говорить, это чуть ли не единственный повод для того, чтобы рожать детей, который практически не вызывает потом с этими детьми проблем. Детям в принципе легче перенять действительно позитивный жизненный опыт, чем исправлять потом переданные в жизненном сценарии ошибки родителей, с которыми те сами в свое время не смогли справиться. Таким образом получается, что разумнее сперва разобраться с жизненной проблематикой, обрести собственное личное и супружеское счастье, и уже затем рожать детей. А не наоборот.
***
Однако всё вышесказанное вовсе не значит, что, мол, «не нужно вообще рожать». Как говорится, хотите стать матерью/отцом и можете себе это позволить – ваше право! Только опять же учтите, что ребенок – живой человек, а не игрушка, не вещь. И во многих случаях прежде, чем принимать такое решение, надо разобраться, ЗАЧЕМ это надо именно вам? Не идёте ли вы на поводу у общественного мнения – а если это мнение о вас после рождения ребенка не улучшится? Не удовлетворяете ли вы какую-то свою собственную потребность – а если она потом все же не удовлетворится, что вы будете делать с ребенком? Не стремитесь ли вы «вложить» в ребенка какие-то ожидания, как деньги в банк – а если он потом не «даст дивидендов», не оправдает ваших надежд? И тем более если вы бессознательно пытаетесь отвлечься от каких-то проблем появлением малыша – тогда тем более вначале желательно привести в порядок собственные семейные, социальные и прочие отношения, а потом уже обзаводиться потомством. Ведь иначе и проблемы ваши станут еще более серьезными, и ребенку вашему в таком случае не позавидуешь. А тогда стоит ли, действительно, дарить новому человеку жизнь, если его появление впоследствии не сделает счастливее ни его, ни вас?
© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
Этот текст нужно выдавать каждой брачующейся паре для «хорошенько подумать»))
Но если учитывать, что в загс нынче зачастую идут уже «с пузом», то вряд ли это пробудит чьи-то дремучие головушки.
Иметь детей — это естественное человеческое желание. Продолжение рода, передача опыта и культуры, стремление любить и заботиться, желание видеть черты своих родных и близких людей не только на выцветших фотографиях, которые лишь отпечаток жизни, но в детях, которые сама жизнь, учить их, видеть, как они растут и взрослеют — это далеко не самый плохой смысл жизни и способ социализации. И статус «смысл жизни своих родителей» никак не ограничивает чадо как личность в его правах и свободах, ну или почти не ограничивает: разве что закрывает ему путь к опасным, рискованным или идиотским затем. Да и то не наверняка, поскольку повзрослевший потомок все равно будет принимать свои собственные осознанные решения.