Двойственность, тройственность и четверичность Мира
Partymaker: Начинаем распространять статьи одного интересного идущего своим Путем — Энмеркара, под таким ником этот маг постит свои записи. Он очень структурно освещает и описывает природу мироздания, так сказать, «изнутри системы», позволяя на абстрактном уровне понять природу бытия, дуальности и последующих превращений энергии Вселенной. За основу взято творение всего сущего из единой потенциальной точки (Большой Взрыв, не иначе ;)). Является ли это описанием всего мироздания, или творения конкретного мира на конкретном древе, или это фрактально взаимовложенные понятия? Думаем вместе, в любом случае, чтиво весьма интересное.
Двойственность Мира
До тех пор, пока Единство нераздельно, оно исключает не только возможность творчества, оно не может ни проявиться, ни познать себя. Поэтому первым шагом любой системы — будь то мироздание в целом, или любой из его элементов, к проявлению — является выделение в ней субъекта и объекта познания, то есть — превращение Монады в бинер.
Это Великое разделение, Полярность, Бинер, появляющийся из недр Единого для осуществления мирового Процесса, имеет множество проявлений.
Во-первых, оно абсолютно необходимо для самого процесса Проявления, Творчества. Любая работа может быть совершена только при условии наличия разности потенциалов, полярности, которую и создает Бинерность. Это справедливо как по отношению к возникновению Миров, порожденных Великой Матерью Силою Великого Отца, так и по отношению к любому событию, явлению в этих мирах.
До тех пор, пока Единство нераздельно, в нем отсутствует как возможность проявления, так и возможность самопознания. Самопознание Единого требует выявления в нем Познающей и познаваемой составляющей — субъекта и объекта. И хотя это разделение условно и во многом иллюзорно, для каждого конкретного акта познания, акта творчества оно является необходимым условием. Выявление Единым полюсов бинера — первая стадия его проявления, его самопознания, самоактуализации.
В то же время, любой бинер совершенен только тогда, когда его полюса не только противоположны, но и полностью отражают друг друга. Как Полюса в целом, так и каждый их элемент должен находить взаимное соответствие друг в друге. Другими словами, Познающая активность должна полностью отразить в себе Познаваемую пассивность, и это полное отражение и означает полную реализацию всех потенций Бесконечного.
Мировой Принцип Отцовства, принцип Монадности, таким образом, отражается в Принципе Материнства, Принципе Пластичности. Это порождает как Двойственность (и, при этом, трехликость) великой Матери (о чем ниже), так и Тройственность Отца.
Монады при этом выступают в качестве познающей частью Двойственности, а Среда, энергии — познаваемой. Отражая в себе энергии, Монада приобретает их свойства, открывает в себе их возможности, а значит — становится не просто познающей, но — деятельной активностью. Таким образом, осознавание, отражение приводит к появлению актуальной действительности, реализации потенций, существовавших в Едином в непроявленном виде.
При этом не только Мировой Процесс, как целое, как Макрокосмос, но и человеческая жизнь, человеческая природа полярна.
Мужской принцип в человеке — это не только очевидный принцип активности, это — свойство экспансивности, стремление проявлять себя вне своих пределов. В смысле обыденном это означает мужское воинское начало, в сфере чувств — стремление к творчеству, в сфере воли — стремление к реализации.
Женский принцип — это не только хорошо известная «пассивность», то есть применяемость, пластичность, это — свойство аттрактивности, стремление включить в себя, привлечь к себе, соединить с собой и в себе. В смысле проявлений это означает семейное начало, в смысле чувств — стремление к рождению, в смысле воли — стремление к восприятию.
Конечно, и в мужском, и в женском существе сочетаются как экспансивный, так и аттрактивный принципы, однако именно преобладание одного из них определяет половую (не в смысле первичных половых признаков, а в смысле гендерного самоотождествления) принадлежность.
Мифологические системы очень точно отражают это представление. С одной стороны, язычеству совершенно чуждо представление о женщине, как о «низшем», «неполноценном» существе. Наоборот, всячески подчеркивается не просто равенство, а даже некоторое большее совершенство женщин по сравнению с мужчинами.
Вместе с тем, совершенно четко определяется, что Мужской и Женский Пути очень различны. Скандинавы выделяли два вида магической деятельности — Гальдор (Магию Рун и амулетов) и Сейт (Магию Видений и экстаза). Подчеркивается, что только Один (которого, кстати, Локи упрекает в «женовидности» владеет обеими видами Магии, причем Сейту его научила Фрейя). При этом, представление о Рунах людям (в лице героя Сигурда) дает женщина — валькирия Сигрдрива. Однако валькирия — это женщина, в которой сильно мужское, воинское начало, и именно сочетание мужской способности к дифференциации и классификации с женской интуицией, знанием синтеза, делает Сигрдриву знающей смысл Рун. Но даже Сигрдрива, знающая о применении Рун, сама не пользовалась их силой, оставаясь на своем, глубоко-чувственном, пути…
Такое же разделение мы видим у британских кельтов: Мужской путь Друидов соседствует с Женским путем Матерей Авалона. Так, как для Друида была обязательна девственность (этим друид отличался от филида, мирского жреца-прорицателя), так для Матери Авалона она не желательна, даже мешающа, поскольку женская природа полна только после отражения в себе мужской…
Таким образом, хочется подчеркнуть, что традиционное язычество (в отличие от нео-язычества) хорошо понимало различие Мужских и Женских Путей, понимало, что, как женщине не стать хорошим Эрилем, так и мужчине не обрести мудрости Валы.
Только единство в противоположности двух путей отражает Мировую Полноту, Мудрость в совокупности со Знанием.
Изначальная Двойственность, Бинерность Мироздания является предпосылкой для дальнейших реализаций.
Три сферы Бытия
Хотя мир рождается из Бинера, из двойственности, сам по себе он троичен.
Причиной этой Троичности является то, что взаимодействие полюсов двойственности рождает «третью сферу», место их взаимного проникновения и нейтрализации, причем эта нейтрализация понимается не как возврат к исходному единству, но — как новое, актуальное свойство системы.
Фактически, именно эта третья составляющая и является тем полем, в котором происходит жизнь. Полюса бинера выступают скорее как категории познания, чем как реальные деятели, а вся активность сосредоточена в их взаимодействии — «Нейтральном» элементе.
Хорошо известно, что, многие народы, например, Древние Кельты разделяли бытие на три сферы — Гвинвид, Абред и Аннун.
В Гвинвиде «жизнь преобладает над смертью», а в Аннуне — «смерть преобладает над жизнью». При этом Абред часто ассоциируют с проявленным, «нашим», миром.
Глубины Аннуна и высоты Гвинвида окружают Абред, составляя с ним триединую систему мироздания.
Тем не менее, «средний» мир не просто являетсяч «суммой», результатом взаимодействия «верхнего» и «нижнего».
Еще раз вспомним скандинавский Иггдрасиль.
Согласно «Старшей Эдде»:
«Три корня растут
на три стороны
у ясеня Иггдрасиль:
Хель под одним,
под другим исполины
и люди под третьим.»
или, согласно «Младшей Эдде», три корня Иггдрасиля ведут к асам, инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму.
В любом случае, речь идет о том, что актуальное сознание (Старшая Эдда считает самыми сознательными — людей, а в Младшей — эта роль уже отводится Асам) находится меж двух составляющих, более могучих, чем оно само — непроявленной мощи (Хель или Нифльхейм) и мощи актуальной (Йотуны-Прародители).
Однако так или иначе, мы, все же, имеем три источника существования: Верхний, Нижний и…Нейтральный? Срединный?
Что это означает для нас? А означает очень важный и с теоретической, и с практической точки зрения вывод: нейтральность не означает простого уравновешивания полюсов. Она является самостоятельным, отдельным Началом.
С точки зрения Мифа, начало нейтральности не просто поле, в котором схлестываются интересы Верхов и Низов, не просто «буферная зона» между ними, но — самостоятельная единица, способная не только воспринимать влияния пограничных принципов, но и самой — активно влиять на них. Мы — не просто результат творения, мы — и творящая сила. Мы не только дети Вселенной, но и — ее творцы. Такое отношение принципиально отличается от потребительского подхода, характерного для современности. Согласно языческому Мифу, мы — ответственны за мир, в котором мы живем, и этот мир — наше детище не в меньшей степени, чем — творение богов или изначального хаоса.
Алхимические воззрения говорят о том, что, хотя «сера» и «ртуть» заключены в каждом объекте, сам этот объект является «солью», при этом выделение, очистка и гармонизация взаимодействия первопринципов являются основой самого Делания.
Представления о тройственности проявленного бытия чрезвычайно важно с практической точки зрения. Одним из способов развития и гармонизации сознания является гармонизация его носителей — тела, материи. И воздействие на материю, работа над телом, над его окружением означает преобразование «соли» через гармонизацию взаимодействия начал «серы» и «ртути». Понимание характера их взаимоотношений является весьма важным для Мага, поскольку именно упорядочение своего существа является одной из его важнейших задач.
Кватернеры
Итак, какой путь мы уже прошли?
Мы поняли, что Унитарность в языческом мифе находится как бы за скобками восприятия. Признавая единое как начало всего сущего, политеистический миф, тем не менее, начинает свой отсчет с Двоицы, понимая, что всякая работа может начать совершаться только при наличии разности потенциалов, то есть Полярности. Поскольку язычника не интересует существование Абсолюта в самом Себе, для него важна именно стадия перехода Единого к творчеству, а оно как раз и начинается с выделения Двоицы: Великого Отца и Великой Матери, Неба и Земли, Активного и Пассивного начал.
Однако, помимо этого разделения, и одновременно с ним, возникает и Третье Начало — Взаимоотношения Отца и Матери, их совместное Порождение, которое, вместе с тем, становится Третьим Двигателем Бытия, Третьей Сферой, причем в реальности оказывается, что актуальным существованием наделена именно эта Третья сфера, две же крайности являются Бытием Потенциальным.
Это Актуальное Бытие, в свою очередь, поляризуется, в нем, несущем Образы Первой Двоицы, выделяются Активная и Пассивная составляющие, Разрешающий и Запрещающий Лики. Так рождается первая четверка Богов. У славян это пара Сварог и Лада (Отец и Мать) и пара Велес и Семаргл; у скандинавов — Один и Фрейя, Локи и Хеймдалль; у кельтов — Нудд и Дану, Дагда и Брес.
Источник: Блог Энмеркара (с)
[…] Становление и развитие реальности (не важно, говорим ли мы о физическом мире или о познавательных процессах) проходит стадии единства, двойственности, тернера и завершается кватернером. […]
[…] здесь и […]