Гальдр (ON galdr, OE galdor etc) — «песнь», нередко — магическая.
Есть, например, в ON глагол gala, означающий «орать, кричать», «кукарекать» ( Гуллинкамби в «Прорицании вёльвы»), а также — «петь, заклинать».
Можно предположить, что гальдр как «(магическая) песнь» мог быть не только воспроизведением текстового заклинания, но и чем-то вроде вокализа, а возможно — и горлового пения, в подражание пению птиц, тех же воронов. Здесь же можно припомнить и «вардлокк».
И глагол, и существительное широко представлены в древнегерманских языках и сочинениях и да, чаще всего в магическом контексте. Например, «Второе Мерзебургское заклинание» на древневерхненемецком; «Заклинание (galdor) девяти трав» на древнеанглийском; древнескандинавских примеров множество, как руническое «Заклинаю против духа… (Gal anda vidr…), так и множество других, как-то «Заклинание Гроа».
Но, впрочем, заклинание могло называться и «льодом», чему тоже хватает примеров (магические песни, которые узнал Один; «льод-кузнецы» и т.д.).
В любом случае, коль скоро «песнь» и «заклинание» идут рука об руку, это даёт ясное понимание манеры исполнения оных, тем более, что 99% известных нам древнегерманских заклинаний являются поэтическими произведениями.
Кстати, о поэзии. Был такой эддический размер — гальдралаг, представляющий собой частный случай льодахатта с приращением дополнительной строки или строк с внутренней аллитерацией. Один из известнейших примеров употребления этого размера — заклинание Скирнира. Надо отметить, что подавляющее количество заклинаний, всё же, были исполнены в размере форнюрдислаг (древнейшем из размеров), если рассматривать исключительно скандинавов с их палитрой размеров, т.к. что англосаксы, что предки немцев придерживались одного (вышеупомянутого) размера.
В более поздние времена гальдром всё чаще называли просто любое колдовство как таковое.
Резюме, «что есть древний гальдр?»: это поэтическое произведение, исполняемое нараспев, возможно, под аккомпанемент каких-либо инструментов. В нём были выдержаны классические правила древнегерманской аллитерационной поэзии, использовались специфическая лексика и соответствующие заговорному тексту обороты.
О гальдре
Автор: Hadeken (c)
Комментариев нет
Написать комментарий