Навигация

  • Метафизика
  • Контакты и Ссылки
  • Книга Отзывов о проекте Archaic Heart
  • Мерч Archaic Heart
  • Онлайн гадание

    Ушу, цигун, тайцзицюань: было и стало

    Несколько недель назад в нашей стране воцарился карантин и достаточно быстро в сети посыпалось огромное количество бесплатных курсов от разного рода школ, фитнес-клубов и в целом распиаренных практиков-одиночек. Тут тебе и йога, и пилатес, и воркаут, и небезызвестные для меня цигун и тайцзицюань. И если к фитнесу и спорту я в целом отношусь положительно, и скажем так «религия спорта» мне ясна, то к тому, что в наших широтах выдают за  кунг-фу,  ушу, тайцзицюань  и  цигун  у меня давнишняя неприязнь. Объясню почему.

    Начну издалека, а именно с трагического коллапса, который произошел с традиционными боевыми искусствами Китая в 50х годах прошлого века.
    Если вы начнёте интересоваться историей Китая последних 150 лет, вы заметите, что примерно до последних десятилетий 20го века, времена там были крайне суровые и мало способствующие сохранению исторических достояний в целом и традиционных боевых искусств в частности. Апогеем и, в конечном итоге, ключевым моментом в истории китайских единоборств как это ни странно, стал приход к власти коммунистов в 1949 году. А уже конец 1953 года стал точкой невозврата для традиционных школ боевых искусств. Коммунистическая Партия Китая запустила механизм так называемого «огосударствливания» боевых искусств Китая. Что это значило? У любого известного мастера на тот момент вариантов было 2: помочь коммунистам создать массовые, новые и правильные (по их мнению) боевые искусства для всех желающих, или получить массу ограничений, которые неиллюзорно могли вылиться в физическое устранение этих самых мастеров.

    Радикальность КПК, обуславливалась тем, что традиционные школы боевых искусств, помимо того что являлись чуждыми коммунизму носителями ценностей старого Китая, ещё и виделись им потенциально опасными. Любая традиционная школа — это пусть и не очень большой, но подготовленный боеспособный отряд с четкой иерархией и с явно выраженной собственной идеологией, эдакое государство в государстве. Естественно, такое предложение компартии далеко не всеми было воспринято радушно и огромное количество мастеров и школ было просто навсегда стёрто с лица земли вместе с их знаниями и традициями.

    Что же до остальных, меньшая часть из них смогла убежать из страны,  остальные создали  чань цюань, тайцзицюань  в его сегодняшнем виде и несколько позднее — ушу саньда (саньшоу). Вы наверняка видели красивые видео, где огромное количество детей и подростков абсолютно синхронно выполняет удары руками, ногами и прыжки. Это чань-цюань, так называемый длинный кулак, малорабочая в реальной схватке дисциплина с обилием красивых, размашистых движений, ради которых все и было задумано. Вы  также  наверняка видели визуально красивую и плавную гимнастику, которой на видео занимаются обычно китайские дедушки и бабушки на свежем воздухе — это тайцзицюань, или Тай Чи. Стиль, рождённый на осколках старой и достаточно сложной  системы семьи Ян. Его переформатировали, сократили до 24 форм и привели в состояние гимнастики, практически полностью упразднив боевой аспект.

    Ушу Саньда — дисциплина в которой в принципе мало чего осталось от китайских боевых искусств и он в большей степени стал похож на кикбоксинг и бокс . Ну и естественно, судится он по спортивным правилам. К такому направлению у меня меньше всего вопросов, кроме, конечно тех случаев когда о саньшоу говорят как о правопреемнике старых боевых искусств.
    Что же мы имеем в итоге? Компартия Китая, прикрываясь разборками с мистификациями в боевых искусствах просто отправила в топку большую часть культурного наследия всей страны. Традиции старых китайских школ сохранились у редких одиночек которым удалось бежать из Поднебесной, и внезапно, в Окинавском каратэ, поскольку оно восходит изначально к китайским мастерам и школам.
    А потом, в поздние советские времена и в начале 90х вся эта информация хлынула на территорию СНГ и постепенно устоялась в ту форму, в которой мы это зачастую видим. Такая форма абсолютно ущербна, так как 3 кита на которых она стоит, это:
    — Подогрев интереса новых юнитов сугубо визуальной составляющей, неприменимой в реальной жизни.
    — Бизнес.
    — Акцент на духовном аспекте.

    Поясню каждый из пунктов.
    В огромном количестве рекламных роликов и на рекламной продукции тех или иных школ, делается акцент на том, что то или иное «боевое искусство» выполняется прежде всего красиво. И здесь уже как бы присутствует обман, в ключе того, что приходя например на сценическое фехтование, я чётко понимаю, что все что мы здесь делаем придумано для сцены и не более того. Драться так в реальности не получится, это не работает нигде, кроме сцены. Но в тайцзицюань последнее слово — это «кулак», что значит непосредственную принадлежность к боевым стилям. А эта принадлежность сейчас полностью нивелирована, так как мне предлагается медленное повторение «формы», без спаррингов и адекватной наработки боевых поверхностей. Что, как следствие, делает использование этого стиля абсолютно бессмысленным даже против абсолютно неподготовленного, но мотивированного хулигана.

    Что касается бизнеса, я честно не против, чтобы реальные мастера могли зарабатывать на своем искусстве достойные деньги. Но, поймите меня правильно, когда вы покупаете услуги мастера по Ушу, это не совсем то же самое что покупать услуги сантехника или ремонтника. С человеком который делает вам ремонт, отношения не затягиваются на годы, и у вас есть четкое понимание того как было до его работы и как есть сейчас. С мастером же по боевым искусствам, в силу того что опыт растягивается на несколько лет, впечатление размывается и вы сами не в состоянии отдать себе отчёт в том насколько вы в этом деле стали хороши. А сам по себе рынок таких услуг, к сожалению, построен так, что каждый мастер заинтересован в том, чтобы вы ходили к нему десятками лет, зацикливаясь на абсолютно ненужных вам для прогресса аспектах и техниках.

    Ну и мой любимый «духовный аспект». Разберем понятие цигун в плоскости «было и стало». В традиционных школах цигун — это каркас практики. Это то как ты «держишь тело»: что напрягаешь, что расслабляешь, какие углы соблюдаешь в теле и как, учитывая все вышеперечисленное, двигаешься и откуда берешь силу для акцентированных движений. И за счёт такой сложной многогранной работы, у тебя постепенно происходят положительные перемены на более тонком плане: ты становишься более уверенным за счёт понимания своего тела, ты лучше контролируешь свой эмоциональный фон и тоньше видишь каждого человека вокруг себя. Но всегда, ВСЕГДА цигун начинается с тела: как стоишь, что напрягаешь, как распределяется вес, как скручиваются сухожилия и тд. А подавляющее большинство людей, которые что-то рассказывают про цигун в русскоязычном пространстве, сходу начинают говорить что-то  о «вибрациях», «энергиях», «потоках» и о том, что я должен куда-то там подышать, что-то там себе представить и мысленно направить. И в массе своей, такие люди пытаются продать вам воздух: свой авторский курс, внеочередную ступень их школы и знания о космологии человеческого тела. Но ничего такого, что вы могли бы полезно применять каждый день, становясь от этого сильнее и здоровее.

    В данной статье я хотел рассказать о том, почему с цигун и традиционными боевыми искусствами ситуация обстоит ровно так как мы это видим и каковы первопричины. И конечно же, посеять зерна сомнения о тех, кто преподает вам ушу или практики косвенно связанные с ним под соусом их глубокой традиционности, исходя из чего и суперактуальности. Если вам интересна данная тема, напишите об этом в комментариях к этой статье здесь или в соц. сетях, и если таких комментариев наберётся достаточно много, мы запишем для вас подкаст или сделаем стрим, где рассмотрим тему намного более подробно.

    Sigurd (c)

     

    Перейти к

    О бесах в работе замолвите слово (Ravenhan) Archaic Heart: Телеграм-канал

    Реклама

     

    15 комментариев

    Написать комментарий
    • Благодарю за интересную статью и голосую за более подробное рассмотрение темы 🙂

    • Насчёт Цигун — не стоит так охально очернять эту практику только потому, что на постсоветском пространстве ВСЁ сведено на уровень попсы. Цигун в этом не виноват. Больше скажу, преподавая в школе и коледже физкультуру видел, как кривят хари здоровенные парни и девки… трудно бедным детюличкам. От обычной школьной физкультуры!
      Каакой там Цигун, вы о чём???
      Насчёт методологии — опять же, работодатель берёт на работу во всякие там «центры» не того, кто изучает с 1994 года (начав изучение ещё в институте физкультуры), а того/ту у которых ноги от коренных зубьев и сосёт двадцатью способами… А на Цигун и иже с оным, постсоветскому работодателю, вкупе с инструкторами, глубоко помочиться (их интересует гешефт, и только!).
      Никому ничего не навязываю, но Цигун.. он и не является собственно боевым искусством. Это ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ дисциплина, и частично, медитативно- духовная(но, опять же, не раньше, чем будет выправлено тело).
      Но! Перефразируя известную поговорку, под лежачий (на диване) мешок белковых малекул, ци уж точно не потечёт…

    • Ну сам по себе цигун я не в коем случае не очерняю, мне не нравится как это выглядит в СНГ.
      Я не верю в то, что цигун можно вычленить из той практики для которой он является «каркасом», по этому, если это конечно не секрет, поделитесь у кого и по каким источникам вы изучали то что изучали?

    • Впервые более-менее «близко к тексту» узнал о Цигун непосредственно от Евгения Файдыша, практику вёл Анатолий Козловский. Было это в 1990 году. По их совету прочитал всё, что сумел нарыть, за авторством Бронислава Виноградского. Дальше был ряд китайских авторов, особо хочу выделить Ян Цзюньмина. Написано толково, подробно, и главное — в добротном переводе.
      Есть ещё одна книжка «Китайская Цигун-терапия», но там целый авторский коллектив, и издана она ещё в СССР. Перевод, правда, был не ахти (например слово «поворот» было переведено как… «превращение»… ни много ни мало;)) Но с этим я быстро разобрался. Вот в ней впервые очень хорошо была дана методика! Основа основ..
      Опять же, понимание сути пришло только во время обучения в институте физкультуры (факультет АФК), где был предмет «Нетрадиционные оздоровительные технологии» а в нём Йога, Тай Цзи Цюань, Цигун и ряд других.
      В настоящее время очень хорошо подан И Цзинь Цзин, есть неплохое видео (опять же, для меня неплохое). Но самое главное — это самостоятельные занятия. Когда что-то перерабатывается и модифицируется под себя. В этом — главный принцип Цигуна. Не «буквоедство», а творческий подход, но в рамках методологии. Как-то так;)..

    • Ян Цзунмина к сожалению не читал, но обязательно ознакомлюсь.
      Не поймите привратно, я отлично отношусь к Брониславу Брониславовычу и даже считаю его перевод «Дао Де Цзин» лучшим переводом на русский. Но во всех видео в которых он выполнял те или иные формы я не вижу «структурного» усилия. А значит мы с ним говорим о разном цигун.
      «Китайская цигун-терапия» отличное пособие по китайской медицине, очень добротное. (хотя с определением цигун для боевых искусств в ней я не согласен, суть не увеличении силы). Но самой практики которой пропитаны традиционные школы там мало. Тайцзицюань изначально не оздоровительная технология, а вполне рабочий «кулак», просто КПК приложила руку к тому чтобы сузить его до гимнастики и как бы оздоровительной системы.
      Я почему собственно так топлю за передачу цигун именно в рамках традиционных школ боевых искусств. Это всегда живая традиция, которую передает живой человек, который впитал опыт своих предшественников и развил эту традицию. И что немаловажно, на первых этапах обучаясь в рамках такой традиции, во всяком случае до достижения каких-то плюс-минус серьезных результатов, метафизика отметается практически полностью. Будь добр, освой построение правильной «структуры» тела, которая завязана на костях и сухожилиях и научись пропускать через эту «структуру» оптимальные усилия. Это основа цигун. За историю Китая безусловно были школы, где цигун преподавался в сугубо не боевом аспекте, только был ли у них шанс выжить в реалиях того о чем я писал в статье? А даже если такие и найдутся где гарантия, что это не такой же новодел как «чан цюань»?
      А у некоторых боевых искусств, в частности Уэйчи Рю, Годзю Рю, Илицюань, а также у мастеров которые бежали от репрессий, получилось продолжить живую традицию, с минимумом эзотерики и максимальным количеством прикладных аспектов.
      Не подумайте, я с уважением отношусь к вашей позиции, которая действительно подкреплена непустыми источниками. Но искусство о котором мы говорим невозможно выучить практически полностью полагаясь на книги и самостоятельные занятия. А единственным шансом «выжить» для этого искусства в качестве живой традиции было с середины 20го века, и остаётся по сей день присутствие в роли «каркаса» тела для занятий в традиционных школах боевых искусств.

        • У него действительно хорошо поставлена сухожильная структура и он, как для своего возраста и весовой категории, неплохо работает в туйшоу. Но я не нашел ни одного видео где он показывал бы реальные выбросы силы или хотя бы номинально спарринговал. Ещё, форма с мечем очень странная. Я не понимаю ни целесообразность такого прыжка, ни таких перемещений.

    • Что сказать… здорово, что есть люди, которые пытаются «взойти на вершину», возродить то, что, аки пророк, утрачено даже в своём отечестве (имею в виду Китай).
      Знаете, как-то на днях прочёл статью Милен Маэлинон о Енарее. Там был вопрос о том, что он, Енарей, думает о хищническом истреблении лесов. И он ответил, что особо «не заморачивается», он живёт так долго, что видел леса там, где сейчас тундра. И наоборот, где было море, ныне леса шумят(пока шумят)..
      Как вы считаете, не происходит ли и с Ушу то же, что и с лесами? Так сказать, «замена дерева на триплекс»?
      ЗЫ. видимо есть (либо должна быть) некая «критическая масса реально интересующихся чем-то» чтобы это «что-то» тупо не зачахло.

    • Тут вопрос ведь в том, что боевые искусства Китая потеряли львиную долю мастеров не по тому что это всем перестало быть интересным и они умерли от старости. Просто КПК не хотели ещё одного «боксерского» восстания. И в целом извратили массу достояний китайской цивилизации.
      В остальном, нужно понимать что очень сильно изменился уклад человеческой жизни. Подавляющее большинство уже не готовы ЖИТЬ в школе боевых искусств. Плюс все норовят сравнить традиционное ушу с MMA и иже с ними, хотя оно просто не заточено под реалии «клетки». Если современные мастера продолжат трансформации боевых искусств и вплитание их в текущую реальность, в конечном итоге они сохранят и преумножат, а это главное).

    • Благодарю Вас за интересную информацию. Сам немного занимался ушу в начале 90-х.

      Может немного не по теме, но такое впечатление, что одни народы "накрыло" ХЭ, другие МЭ, третьи ещё какой-то новой монотеистической религией, а китайцев и рядом с ними "накрыли" коммунизмом (рядом красные кхмеры и т.д.).

      Если будет или уже есть продолжение этой информации дайте ссылку, пожалуйста.

      Благодарю.