24 Ноя 2022

Вендиго, духи Нави и о чем кино не снимают (Julay Madyara & Maelinhon)

Статья-размышление совместного авторства потомка уральских манси Julay Madyara и волжских булгар Mylene Maelinhon. И своеобразный спин-офф от статьи «О Цивильном и Маргинальном» 🙂

 

«Белый медведь — будет охотиться на тебя и есть тебя. Быстрее тебя бегает, быстрее тебя плавает. Невидим. Если заметил на белом фоне три черные точки — передавай привет прабабушке.»

(с) быль

Вампиры, зомби, призраки и гневный дух клише

Бу. Вы замечали, что процентов 80% от всех книг и фильмов в жанре мистических ужасов оперирует только такими персонажами, как призраки, демоны, вампиры, зомби и прочая набившая оскомину публика, известная каждому еще с младенчества? О других существах практически ничего не пишется и не снимается. И что интересно, практически всех наиболее известных страшил люди придумали самостоятельно. Иногда они выхватывали куски реальной информации из каналов и хаотично лепили из них химер разного уровня криповости, настолько же далеких от их реальных прототипов, насколько пластиковый манекен далек от живого человека. Так или иначе, фильмов ужасов и книг про НЕХ — тысячи, а реального портрета тех, кого стоило бы бояться, до сих пор не завезли.

Почему так? Ну, во-первых, бояться того, что ты сам себе нарисовал, назвал страшным и показал другим — удобненько и безопасно. Процесс и степень жути легко контролируется. Во-вторых, человеческий разум так устроен, что он всегда охотнее оперирует только известными ему понятиями, а всякая аномальщина сильно выходит за рамки обыденного, на то она и аномальщина. Значит, описать ее очень сложно, и остается оперировать известным. Что является страшным? Большая пасть, зубы, странные глаза, неестественное поведение, резкие звуки? Трупы и символика смерти?  Это, собственно, всё, что люди смогли измыслить, чтобы напугать себе подобных и набор этот — откровенно так себе. Потому что те, кто реально «видел некоторое дерьмо» по объективным причинам не хотели или уже не могли его описать.

И основная проблема тут в том, что книжно-киношные монстры расписаны очень и очень рационально. Мы про них как бы «всё знаем» и любая история о них просто перенасыщена подробностями, известными всем с детства. А это создает иллюзию контроля: Ага, ну тут про зомби, понятно, корпорации-вирусы-вакцины… А вот тут про демонов, щас достанут книжку, две перекрещенные палки и будут изгонять… Тут прилетела какая-то инопланетная фигня серебристого металла…  Так а чего мы тогда боимся, если там всё заранее понятно?

Вы замечали, что угроза «я не знаю, что сейчас с ним сделаю!» звучит неприятнее и опаснее, чем простое «я ему сейчас голову откручу»? Этот эффект работает за счет неизвестности, когда мы из понятного и предсказуемого заходим на темную и маргинальную территорию. Именно это во все времена пугало род людской (да и не людской) больше всего на свете. Так срабатывают самые базовые, намертво прошитые в мозгах изначальные инстинкты. Например «бойся темноты». Потому что бОльшую часть развития человечества как вида, людям угрожали ночные хищники, нападающие из засады и скрытых, темных мест. А гуляя по темной пещере легко неудачно упасть, сломать ногу и больше никогда оттуда не выбраться — особенно, если в той же пещере живет большая саблезубая кошка (или еще что-нибудь живет, чему даже нет названия). За счет игры на этой душевной струне, неизвестное и тайное, непонятное, скрытое за поворотом стены или дверцей шкафа способно напугать до судорог, если автор фильма или рассказчик истории умеет этим приемом пользоваться. Зрителей и слушателей до инфаркта доводит не сам маньяк, который уже появился на экране, а момент ДО его появления из темного чулана или лесной чащи. Инстинкт «Спасайся! Вот-вот что-то сейчас выскочит и сделает больно!» работает безотказно. Хорошие произведения в жанре ужаса оставляют большое поле для фантазии, и большинство существ, выходящих за рамки понимания людей, ненамеренно эту фишку эксплуатируют. Потому что, как бы вы ни напрягали воображение — вы не сможете предугадать то, с чем столкнетесь в следующий момент реальной жизни. Что на практике вызывало даже у бывалых любителей хоррора икоту и энурез.

Нам нестрашно и неинтересно знать подробности: это произошло потому, что 300 лет назад был один чувак, который… блабла… и потом произошло вот это.. и вот поэтому сейчас этот призрак вот такой… а вот у той НЕХ еще оказались клыки и глаза кислотного цвета. Подробное описание ломает всю картину, и мы уже как бы заранее знаем, что простого маньяка можно забрызгать из газового баллончика, а вампира насмерть затыкать осиновыми палками в чесночном соусе, как и простого человека. Очень интересно (нет.)

В жизни  всякие ужасы просто себе происходят. Нет зловещей музыки, нет голоса за кадром, терпеливо объясняющего, что и почему: дичь валится вам на голову без всяких видимых причин, поэтому фильмы и книги, где ничего не объясняется, пугают до усрачки: наш разум интригуется вопросами, а не ответами, а в жизни всё самое страшное происходит внезапно, стремительно и без особо внятных причин.

Годный пример использования детских страхов и темноты:

А в хоррорах всё по полочкам: вампир боится чеснока и солнечного света, от зомби спасает вакцина, от призраков — конечно же! — две деревянных палочки крест накрест. Подышал на НЕХ чесноком, залил святой водой, встал в защитный круг и вроде бы ты в безопасности. Хотя, как проверяли ученые, даже кошки не настолько отсталые, чтобы считать нарисованный на полу кружок надежной защитой от чего бы то ни было.  Но людям нравится думать, что они что-то контролируют и имеют средства влияния на / защиты от всякой НЕХ. Спойлер: нет.

Вот просто представьте себе всю бредовость ситуации: какая-то мощная потусторонняя хтонь выползла на героев книги/фильма и проявляет к ним гастрономический интерес (хотя с мотивацией «зла» в кино тоже большие проблемы). Герои бегают, паникуют, самый неприятный авторам персонаж все-таки кормит собой Вселенский Ужас, а дальше… а дальше законы логики кончаются. Во всех смыслах. Кто-то из героев рисует на полу защитный круг, загоняет туда уцелевших друзей, обкладывается сушеными травками, достает Животворящий КрестЪ, читает молитву сами знаете кому, и в последний момент  НЕХ решает не трогать героев. «Ой, у него же в руках две деревянных палочки! И этот соленый порошочек на полу… Ну все, теперь мне их не достать. Пойду домой :(».

То есть, автор произведения (а следом за ним и читатели) даже краем мозга не допускает мысли, что против вполне реального существа все эти бабушкины круги, свечки, палки и травки НЕ РАБОТАЮТ? А чего бы им работать, если сам автор написал, что это Вселенское Зло, абсолют и вообще. Абсолют = выше всего. Серебряный крестик для такого существа — не более, чем брелок на сумку. Если ты зачем-то вызвал Разрушителя Миров и Уничтожителя Цивилизаций, то, думаешь, спасут тебя свечки или круг мелом на полу? Всех предыдущих его жертв, очевидно, не спасли. Но наивная вера в то, что это действует, продолжает жить, несмотря на законы физики и логики. Отвернулся, закрыл глазки руками — оп, и опасности уже не видно. Значит, ее как бы нет.

Еще веселее, когда герои выходят на борьбу с пустыми руками (фильмы «Окулус» и «Оцепеневшие от ужаса»), то есть, просто созерцают происходящее, в надежде победить его не то логикой, не то суровым взглядом.

Главный же ужас в том, что этих клишированных баянов-бабаянов в сети и литературе сотни, тысячи, горы, туевы хучи в степени гугол. Страшилки, клоны друг друга, кочуют из сюжета в сюжет, из сеттинга в сеттинг, а следом за ними тащатся и шаблонные методы их уничтожения, и куча сопутствующих штампов. Именно поэтому фэнтези и мистика со временем приедаются даже преданным фанатам — все однообразное, типичное, предсказуемое, в одном антураже. Представьте вампира? Бледнолицый аристократ в шмотках викторианского стиля. Представьте зомби? Труп дяди Вани из Рязани, которого случайно выкопал на огороде внук. Представьте призрака? Нет, не надо представлять зеркало… Исключения из этих типажей можно пересчитать по пальцам руки фрезеровщика, ибо они крайне редки в литературе и кинематографе. И, кстати, именно поэтому так хорошо выстреливают фильмы типа «Хижина в лесу», которые создают субверсию или выворачивание штампов наизнанку.

А как же в реальной жизни выглядят страшные существа?.. А в реальной жизни вы о них знаете ровно столько же, сколько плоскоземельщики о физике. И не видите их. Настоящим сущностям нельзя противопоставить ничего, кроме надежды что смерть будет безболезненной. От многих (большинства) просто нет спасения, потому что в кино такого не показывали, а перекрещенных палок не боится никто, кроме религиозных фанатиков. Сущностям может быть неприятна какая-то частота энергии от этих штук, но неприятна — не значит смертельна.

Хрестоматийных вампиров (читай: зависимых от крови сущностей) днем с огнем не отыскать, ибо срок их жизни не многим превышает короткоживущий радиоактивный элемент вроде Астата. Например так: https://maelinhon.org/rod-armaliir-vampiry-oborotni-i-drugi/ Таких общественно опасных товарищей во все времена выпиливали в первую очередь, и чаще даже просто по косвенным признакам, а то и всего лишь подозрениям в кровозависимости. То есть, еще до того, как димут окончательно летел с катушек и начинал косплеить антропоморфную пиявку.

Зомби водились только в африканской до-колонизаторской глубинке и, чуть позже, на островах Карибского бассейна, как вполне живые, но невменяемые люди, доведенные психо-техниками и приемом опасных для мозга веществ до состояния овощных рабов, помогающих по хозяйству в богатых семьях. Окончательно вымерли они только после запрета рабства, к концу девятнадцатого века. Но местечково и дальше иногда всплывали рассказы жителей Гаити и прочих бедных колоний о том, как рабов-невменько перепродавали под видом «живых мертвецов». Во многом это был просто рекламный ход, чтобы привлечь наиболее состоятельных клиентов, готовых отвалить побольше денег за вудуистскую диковинку.

Призрак же в своем классическом понимании — это не более, чем лаг атсрального среза пространства.  А оно, как контейнер пылесоса, вбирает в себя все эмоциональные выбросы живых существ. Слой атсрала — обширный, грязный, чистится с трудом и лазать туда по собственной воле подобно желанию нырнуть в сточный коллектор. А размытые, полупрозрачные фигуры, которых иногда замечают люди краем зрения и фотоаппараты краем фокуса — всего лишь оттиск, объемное изображение объекта, когда-то вылившего в атсральный слой пару мегаджоулей энергии. По сути «перемотка» этого события, как видео, без реального присутствия запечатленного персонажа. Поэтому призрачные фантомы часто наблюдают рядом с местами массовой гибели существ или на рок-концертах — там, где энергии (не важно, какой: радости или боли) выделилось сверхмассивное количество. Настолько большое, что слой атсрала в этом месте просел максимально близко к плотному миру и стал лучше различим для восприятия. Живого (или мертвого) существа в том месте уже давно нет, а люди пугаются его пропечатавшегося в энергополе изображения. Аквариумные рыбки-петушки, кстати, тоже не отличают свое изображение от реальной рыбки-конкурента, и могут до потери пульса тыкаться мордочкой в поднесенное зеркало. Что во многом сближает людей и рыбок.

От Вендиго до Лавкрафта

Так и хочется кричать: отстаньте уже от демонов, призраков и зомбей! Серьезно, вам мало всей мировой мифологии про ДРУГИХ страшных существ и духов? Так много этнических легенд, так много настоящих случаев с НЕХ и около, но нееет, люди с упертостью барана требуют кашеобразной несуразицы по мотивам маразматичных сказок бабушки Европы. Удобно, безопасно, предсказуемо.

Ужас не бывает предсказуемым, вот в чем печаль. Невозможно реально напугаться чего-то цивильного, расписанного, понятного и исследованного, это вообще в принципе рушит сам концепт ужаса. Поэтому, возвращаясь к метафизике и концепту «цивильное — маргинальное», настоящий ужастик (и реальный и выдуманный), всегда будет маргинальным, неописуемым, с неизвестными персонажами. Тем и страшным: мы не знаем, что это, зачем оно пришло, как выглядит и можно ли с ним бороться. Потому что испуг не может быть задан заранее. Известное нас не пугает, максимум — нервирует, но людям очень не нравится мысль, что они ничего не контролируют и не понимают.

Соответственно, если кто-то пишет или снимает о чем-то/ком-то другом, из неизвестного спектра, то его или не понимают и высмеивают, или просто считают странным. Как того же Лавкрафта, который пытался описывать всякую интересную хтонь и существ Бездны, иногда намекая на ее инопланетное или вообще непонятное происхождение. Или Элджернона Блэквуда, который в своей готической прозе касался темы канадского индейского фольклора и злобных духов оттуда. И если где и выходит кино про персонажей, мягко говоря, других категорий (например Пеннивайза, ю-рэев из японских хорроров, или вообще непонятного нечто из кино «It follows») то их потом обязательно запихивают в какие-то понятные категории. Чтобы снова создать иллюзию контроля.

Всего же остального, неизвестного, не забаяненного, не набившего оскомину и не доставшего публику — невероятное изобилие и разнообразие. Почему бы не экранизировать мифы народов Австралии и Океании, например? Сказки горцев: адыгов, осетин (один из авторов неделю нормально спать не мог, когда начитался этой трешатины про Еминежа). Народные легенды Алеутских островов, Палау, Бразилии. Почему в новолуние нельзя рыбачить в море с лодки, смотреть на свою тень, а пить только кокосовое молоко? Интересно? Ищите, гуглите и читайте — столкнетесь с несравненным, новым и захватывающим опытом магического реализма. Это уже практически готовые сценарии к хоррорам, драмам и мистике. Конечно, тогда они опять перейдут в раздел известного и предсказуемого, но пока никто даже не пытается.

Мало, катастрофически мало кино и книг про тех существ, которых реально видели обычные люди и практики, с кем доводилось бороться или избегать любыми способами. Клишированный вампир и зомби узнаваемы, а великий и ужасный Курупира из бразильских зубодробильных сказок — сущь неизвестная и не имеющая аналогий в обывательском сознании. В итоге массовке непонятно, как воспринимать увиденное/прочитанное. Удобного-то шаблончика под нетипичного персонажа нет! Автора просто завалят негативными отзывами и критикой в стиле «никто не понял, что вы хотели этим сказать». И если такое произведение хоть иногда выходит, (фильм «Оленьи Рога» например, или «Пустой Человек«), люди хором говорят: «Чеее? Это о чем? Муть какая-то, демонов не показали, привидений не показали,  какие-то олени и скелеты в пещерах… Автор наверное накурился!» А с вами то все в порядке, ага. И кино, пытаясь попасть в рамки, тут же превращается в сборник избитых клише и/или скримерную парашу для геноцида сердечников резкими звуками.

А ведь если бы публика хоть немного шевелила мозгами, всё было бы гораздо интереснее.

Пара примеров из-за маргинальной черты. В Африканской глуши описываются обезьяноподобные мохнатые карлики Мбуаро, встреча с которыми = гарантированная смерть, причем долгая и мучительная. Мбуаро связывают жертву лианами и способны голыми руками отрывать конечности. Открытые раны жертв они мажут кое-чем дурнопахнущим и ждут, когда слетятся мухи, потому что гнилую человечину им нравится закусывать опарышами. Человек умирает от сепсиса в мучительных корчах несколько дней, которые кажутся вечностью.

Другое страшное существо уже из легенд инуитов — подледная рыба-сталкер. Она реагирует на человеческий голос и запах тела, а почуяв добычу (например, ловца нерп, плывущего вдоль берега в каяке) сделает все, чтобы до нее добраться. От этой рыбы никуда не спрятаться, и даже если человеку удается уплыть — она выберется на лед и будет ползти за ним под снегом до самого жилища, где расправится и с жертвой, и со всем населением ее стойбища. Есть только выбор — погибнуть сейчас и сражаясь, или чуть попозже, когда устанешь и обессилишь от преследования.

Калопалинг — тоже инуитски герой. Он частично антропоморфен и обитает в морских лесах водорослей, из коих шьет себе одежду. В отличие от вышеупомянутых существ Калопалинг вполне осознан и не рассматривает людей как добычу, но периодически ворует детей, замученных плохими родителями. Опять же, не для того, чтобы употребить, а всего лишь чтобы создать для ребенка благоприятные условия жизни. Часто похищенные Калопалингами дети отказываются возвращаться обратно к людям, потому что «у дяди лучше». И не из-за того, что морской бес промыл им мозги, а потому что действительно лучше! Тот всего лишь хорошо обращается, не бьет, кормит вовремя, читает сказки и учит уму-разуму. Так что ребенка-инуита не напугать фразой «Веди себя хорошо, а то позову Калопалинга». Тот просто ответит: «Ну и пожалуйста, а я ему еще и скажу, что вы на меня ругаетесь» 🙂

Кстати, о невыразимом. Возможно, вы знаете кто такой Вендиго? Те, кто знает, пусть возьмут с полки пирожок. По нашим наблюдениям, духи Вендиго — это самое стремное, что вообще есть из тонкой фауны вокруг нас. А ведь это же как раз реальная штука, которая живет в этом мире, и живет очень давно. Вендиго, как и все перечисленные ребята — это местные обитатели, которых людям реально стоит бояться, потому что шанс на столкновение с ними относительно высок. В отличие от демонов.

Вендиго — это не один персонаж, а целый сонм навьских духов голода и разложения, каннибализма и анти-

трансформации в нечто за пределами этических рамок. Дух ментального гниения, если хотите.

Есть прогресс личности, когда душа развивается, растет, учится, идет вверх и т.д. А есть регресс, причем чаще всего он происходит в жутких условиях: например, человек попал в концлагере, или его бросили умирать на морозе. Долгие дни мучений, физические и моральные страдания, холод и голод, которые в итоге заставляют переступать любые черты, жрать мертвечину, падаль и себе подобных, сходить с ума и трансформироваться из своей формы. Происходит перестройка из осознанного состояния, в… иное существо. И вот свежий Вендиго уже готов перекусить артерию бывшему соплеменнику, чтобы нажраться теплой крови. Посмотрите на полоумных бабок, переживших Отечественную Войну. Не замечали, как спокойно они едят то, чем побрезговали остальные члены семьи, и как это сходит им с рук в плане здоровья? 4 года голодомора — и ты падальщик на всю жизнь.

Индейцы и сибиряки считают, что вендиго — это духи Некро и самого его грязного слоя, Нави. Навь — это тот срез некромира, в который идет слив непосредственно гниения и разложения, и сопутствующая энергетика. И там тоже кто-то живет… Духи голодного помешательства, мороза, болезней (внезапно и сибирской язвы) и стремительной трансформации вниз. Об этих существах было в красках, но без лишних подробностей рассказано у Э. Блэквуда в рассказе «Вендиго» и повести Г. Федосеева «Злой дух Ямбуя«. Блэквуд взял за основу своего шедевра достоверные индейские легенды и рассказы колонизаторов Канады. Федосеев же описал трагические и кошмарные события на гольце Ямбукай, персонажи которых могли быть реальными людьми и одним не менее реальным медведем, который подцепил навьскую заразу и стал Вендиго. Про злого духа Ямбуя даже сняли вполне хороший фильм, не особо известный широким массам.

Прискорбно, что это реально происходило в истории, в отличии от всех сказок про зомби, вампиров и прочей фигни, высосанной из пальца весьма подозрительной формы. Случаи массовых помешательств, каннибализма, полного мрака и чернухи, когда отряды колонии или беглые каторжники зимой начинали выковыривать ложками глаза — это все Вендиго. Духи Нави прежде и до сих пор слетаются к братским захоронениям, удаленным от цивилизации тюрьмам и скотомогильникам, как мухи на гниющее мясо. С одной стороны, так должно быть в природе — гниль и падаль всегда кто-то чистит. Но горе тому, кто случайно оказался в таком месте в неподходящее время… Ведь таких духов вокруг довольно много (и стены квартиры от них не спасение). Но люди продолжают снимать кино про демонов, основанное на паре пропагандистских укуренных книжек каких-то дедов с Ближнего Востока.

И если вы считаете, что все это живет где-то далеко, в лесной глуши, где чудеса и леший бродит, то время разочароваться. «Чудеса и лешие бродят» по всему миру, и города — не исключение. В них живут люди, производя кучи энергии, так что есть можно прямо со шведского стола. И у многих городских страшилок (типа тех, как мальчик Коля пошел за гаражи и не вернулся) ноги растут в современный фольклор небезосновательно. Не безопасны ни большие проспекты, ни дворы, ни подъезды, ни даже собственная квартира, пусть она будет хоть завалена иконами и оберегами до крыши. Самое банальное, откуда к человеку ползет всякого рода живность — зеркала. В статье https://maelinhon.org/o-portalah-i-zerkalah/ мы уже описывали схему перемещения сущностей через стихию Тени. В средние века аристократы баловались тем, что вешали дома зеркала с пустотными големами в качестве охранников. Они по зеркальным коридорам ходят и им плевать, в каком зеркале жить. Выкинул артефакт в реку — сущность у тебя дома в зеркало в ванной вернется. Фильм «Окулюс«, привет!

Почему бы не снять фильмы про это? Ныне живущие люди такого не видели, даже от дедушек о подобном не слышали, и это явно интереснее концепта «очередная семья переезжает в странный дом».

 

Принцессы Мононоке и дольмены

В мире существует множество интересных и эстетически привлекательных для туриста мест. Некоторые из них называются горы, леса, реки, водопады, а некоторые — поэтичным словом «дольмены». Это такие сооружения из дырявых каменюк правильной геометрической формы в виде домиков/башенок/etc. На старых фотографиях с мыльниц снимки этих объектов густо «залеплены» фотоартефактами в виде размытых и четких кругов, толкущихся поблизости. Давайте разберемся подробнее, с чем это точно не нужно есть и почему близко торчать у таких мест нельзя. Считайте описанное ниже техникой безопасности из уст того, кто сталкивался и знает.

Такие места, отмеченные камнями (которые работают, как проводники), источают энергию распада, смерти и гниения. Все, попадающее в радиус охвата «мертвяцкой точки» стремительно портится и умирает. Ученые даже много раз (неофициально, а больше хохмы ради) проводили эксперименты со стремительно прокисавшим молоком, которое всего минуту стояло в кружке около дольмена и замерами роста окружающих растений — те внезапно оказывались нетипично низенькими и хилыми, и чем ближе к эпицентру, тем слабее. А грибы около гниюшных мест наоборот вырастают размером с фуражку, но собирать и есть их настоятельно не рекомендуется, потому как пользы в такой еде никакой. Грибы, как существа энергетически растущие «наизнанку», тяготеют к доступной разлагающейся органике как на плотных, так и на тонких, но об этом будет детальнее рассказано в другой статье.

Нормальный шаман никогда по собственной воле не пойдет к дольмену, даже под страхом смерти. Разве что закинет на поганые камни скальповую прядь особо осточертевшего врага, который при жизни попортил ему много крови и лучшей участи не заслужил. В прежние времена, даже не очень давно, а лет 100-150 назад, пока ценную информацию не погребли под кучами шизотерики, люди в лесах и деревнях старались не то чтобы не спать головой к плохим местам, а даже просто не останавливать взгляд в той стороне во время пеших путешествий и поездок.

Что же такое дольмен? Когда умирает какой-то дальрам или иной дух природы, его относят к дольменам для скорейшего распада и очищения, чтобы энергия гниения не отравляла мир вокруг. Некогда так же поступали и люди, относя покойников, стариков и неизлечимо больных к некро-разломам, чтобы облегчить процесс их ухода из жизни и поменьше распространять энергию Ша вокруг. Да, это были своеобразные «паломничества к местам силы», но истинный смысл их стерся, оставив вместо себя шизотеричную дезу.

Как и всякая уважающая себя помойка, на дольменах гроздьями живут паразиты, которые в целях экологической чистоты ускоряют процессы разложения попавшей в рот энергии. Именно их видно на фотоснимках со старых камер вокруг мертвых мест (и в древних, разрытых усыпальницах, кстати, тоже) в виде призрачных шариков разной степени замыленности. На тонких эти существа выглядят  как черви разных форм и размеров, при том что прилипают и обчищают свою еду, начиная с кожи на предплечьях. Они не хорошие и они не плохие — просто потому, что природе тоже нужны свои санитары, но без знания об этом люди часто превращают естественные процессы чистки пространства в природное бедствие. В частности тем, что суются в некротические точки и растаскивают паразитов по ареалу своего городского обитания.

Теперь вы представляете масштабы заражения гнилятиной людской популяции? Этно-шизо, родноверы, виккане и прочие «космические» хлебушки кучами лезут к этим поганым камням проникаться «энергией предков», как мухи на известную субстанцию. А потом возвращаются в цивилизацию, на ходу щедро вытряхивая гнойное червие из рукавов курток. И хватаются эти принцы и принцессы Мононоке за вещи и поручни в автобусах, за которые потом берешься ты, просветленный читатель. А ночью им бредятся кошмары. И гуру Дайналапу на очередном сеансе йоги пропишет почаще садиться в позу лотоса вместо экстренной чистки и спасения того, что от обглоданного червями человека еще осталось. А всё почему? От пустой башки, невежества и попытки лезть «в духовное», не обладая даже зачатками базовой эрудиции и техникой безопасности.

Кстати, заражение паразитами Нави было очень жирно и недвусмысленно показано в мультике «Принцесса Мононоке» от студии Гибли, авторства дедушки Хаяо. Вкратце: молодой воин подцепил навських паразитов, когда до него дотронулся полусгнивший дух вепря Наго (он уже полностью был покрыт этой дрянью). Именно в районе предплечья и именно в форме извивающихся червей, которые медленно распространялись на все тело, пока не покрывали жертву целиком, превращая в деликатесную еду для более крупных духов грязного Некро.

На территории нынешнего Урала еще не так давно существовал способ заранее распознать заразившегося. Человек, подцепивший навьскую заразу, помимо неадекватного поведения, тяготеет к стилю одежды «красный верх, черный низ». То есть, под красной кофтой черная майка или нечто подобное. За такой дресс-код прежде прошаренные башкиры и манси могли накостылять гостю и просто не пустить в поселок по всем понятной причине. Человек, где-то заразившийся энергией распада от Вендиго, сам становится Вендиго, и убивать его — все равно, что принять заражение на себя. Поэтому тех, кто попал под раздачу, старательно отгоняли от поселений и дожидались, пока человек сам не умрет в лесу от голода и холода, а духи еще какое-то время поползают рядом, поймут, что ловить больше нечего, и уберутся восвояси.

Сюда же можно отнести и все места, которые у малых и коренных народов считаются «запретными», «опасными» и «хищными». Хищными — буквально. Потому что в мирах существуют не только живые и подвижные разновидности духов, но и полуживые сущности-амебы, просто сидящие в пространстве и способные охватить собой целую территорию. В мансийских и башкирских легендах их называли просто «место», которое неиллюзорно питается людьми и мало-мальски разумными существами, пробегающими поблизости. Достаточно лечь спать на милой лесной полянке, где слишком тихо, а ветер ходит кругами или закручивается в воронку… и через несколько недель, а то и дней, от человека не остается ничего живого и человеческого. Жертвы «мест» либо реактивно сходят с ума, либо выпрыгивают в окна или умирают по невнятным причинам, от того, что место съедает их с потрохами. И никто толком не может объяснить, почему так быстро сгорел прежде здоровый человек. А нынче в таких живописных местах еще строят красивые жилые комплексы а-ля «Лесная Сказка» 😀

Дополнительным топливом ночного кошмара является и то, что хищные места встречаются даже в людских городах (тех, что моложе 300-500 лет), на месте новой застройки, да и вообще где придется. Например, в Екатеринбурге есть няшный прудик у парка Комвольного Комбината по имени Муха, который до сих пор питается собачками и массово жрал утопленников в девяностые. Около него парадоксально часто рвет канализацию, из-за чего вокруг 24/7 бывает ощутим мерзкий запах гниения и тухлятины. Один из авторов статьи очень советует соотечественникам гулять возле Мухи пореже и не кидать в воду палки. А то, что в 1979 году по тому району города еще и прошлась вспышка сибирской язвы, только усугубило и активировало нехорошее поведение голодающих мест.

Часто хищные места появляются на местах бывших скотобоен и братских могил. Но появляются они не из воздуха и не «непонятно откуда», а из тех самых разломов тонкого пространства, которые ведут прямиком в Навь, к нижним слоям Некро. Одним из самых живописных примеров является речка Мертвовод (название как бэ говорит) около города Вознесенска в Николаевской области Украины. Находится она всего в 50 километрах от города и в 2022 году очень плотно покушала людскими смертями в непосредственной близости. В средневековье Мертвовод часто бывал красным от крови трупов, сбрасываемых с берега во время войн, притягивая жертв к себе. Еще раньше сарматы и скифы сплавляли по этой реке мертвецов в море. При том, что не только сама речка ведет прямой разлом в Навь, но и обитают там не менее приятные существа, гуляющие поблизости.

Так что, отправляясь куда-то в поход, бывает полезно узнать точный перевод названия места, где вы собираетесь поводить время и делать стоянки. Потому что в архаичных названиях бывает отражена суть местности. И альпинизм на скалах Сорумн Вильтъят («Мертвое Лицо») или сплав по реке Турманвит («Темная Вода») может окончиться плачевно для всех его участников.

Видите, как много интересного и жуткого находится прямо рядом с вами и без всяких демонов? А ведь мы буквально чиркнули по верхам информации, не вдаваясь в подробности и описания. Считайте, что это научпоп по метафизике 🙂

Подводя итог всему сказанному, единственный верный помощник человеку не стать жертвой в этом большом и полном несказочных чудес мире — правильно трактовать свои ощущения и никогда не игнорировать заложенные в мозг механизмы распознавания опасности. Если тебе кажется, то тебе не кажется (с). Боишься — не лезь, не тыкай палкой, не пробуй на вкус, не ложись спать где попало, не сношай другого человека и не бросай мусор в тех местах, где чувствуешь «что-то не то».  Не трепли судьбу за яйца, если рядом оказалось неизвестное существо, с которым ты не способен ни сладить, ни защититься. Человеческая чуйка подводит редко, если уметь ею пользоваться. И да, в вопросах тонкой безопасности лучше перебдеть, потому что недобдение всегда заканчивается фатально. Если не для вас, то для ваших друзей и близких — хотя бы в этом киношные ужастики не врут.

Вам есть чего бояться по ночам.

Julay Madyara & Maelinhon (с) Материал проекта Маргинальная Метафизика \ Archaic Heart

 

Статьи по теме:

Фильмы ужасов: мнение метафизики (Maelinhon)

О цивильном и маргинальном (Maelinhon & Masaef)

Поделится этой записью:
  • Спасибо за шикарную статью!
    У меня вопрос, касаемо плохих мест. Я видела фотографии реки Мертвовод и её окрестностей. Место потрясающей красоты. Как обычному обывателю увидеть/понять, что там разлом в некро? Глазами вижу только красоту, опасность, увы-нет…

    • Тонкие вещества и существа видимы тонкими глазами соответственно. А уж как они у вас работают — дело отлаженности восприятия. Бывает достаточно одного лишь страха, омерзения или желания бежать и прятаться не оглядываясь, находясь в такой точке. Или противные образы в голову лезут. Это все — виды чуйки, она ловит тонкие безошибочно

  • Зачем я это прочиталь?! Меньше знаешь, лучше спишь 😬 (Статья ах…тель…я😉 и жуткая одновременно 😳) Помню когда — то давно, где-то в 2011-2012гг, была по ТВ3 передача «Параллельные Миры», про шизотерику и прочую ерунду. Ну, тогда я смотрела это все всерьёз вместе с мамой. И я помню был выпуск, про дольмены — якобы, это места силы и полезно там чаще бывать 0_0 Мля-я, ведь таким тупым советом можно и жизнь людям сломать. А я тогда сидела, мне почему -то казалось, что от этих дольменов веет тяжёлой энергетикой.🤷 А за статью😘😍 Очень круто 😈

    • Но вы-то теперь получили информационную вакцину от людской глупости 🙂 и ощущения даже через картинку на экране сработали безошибочно. А что до дураков — не мешайте им избавлять планету от самих себя. Духам тоже надо кушоть

      • Простите, что достала. Ещё в сети, тоже давно, гуляла реклама талисмана атлантов. Сверху и снизу два равносторонних треугольника в зеркальном отображении и между ними три удлиненных прямоугольника и три квадрата сверху и снизу между тре- и прямо- угольниками. В описании: сохраняет хозяина в коконе психокинетической энергии, защищает от негатива и дарует всяческие блага. По ощущениям у талисмана тоже тяжёлая энергетика, и тоже попахивает чем-то загробным. Мне кажется, что этот талисман далеко не полезен. Просто по дури кто-нибудь оденет и нацепляет на себя паразитов 🤷 Безобидные с виду безделушки проталкивается в массы, люди даже в курсе, что они на надевают, как это это на них повлияет……🤦

        • Мне кажется, что про вредные советы в шизотерике тоже можно статью написать.
          P.S. Уже крещусь)))

        • Если кажется — вам не кажется (с). Не идет, не нравится — не пользуйтесь, ноу проблем

          • Мощно, интересно и страшно одновременно. Шикарная инфа и доступное изложение и с юмором:() Спасибун🙃

  • Обычно как происходит выбор ужасов: названия/описания практически одинаковые. Видел один фильм про зомби/демонов/призраков — посмотрел все. И это печалит.
    Мы вот всей семьёй любим смотреть ужастики, а выбор становится всё скуднее.
    Ну а нам, как ценителям, наоборот, нравится, когда не угадывается. Что это за существо? Что оно хочет? Как защищаться? Они умрут, сойдут с ума? А может, это всё плод воображения/у героя просто шиза? (Привет, «Кукла»! Вторая часть всё испортила!)

    Недавно смотрела «Одержимость Майкла Кинга». Сам концепт того, что какой-то король демонов будет посылать к какому-то мужику муравьёв в ухо и шептать, как ему нужна его дочь, смешит. Будто у него дел других нет, надо ночами на четвереньках бегать☠️
    Но вот мысль автора, что обряды/талисманы/обереги не работают, придала фильму изюминку.

    • А вообще этот концепт кочует из кина в кино и каждый раз вызывает недоумение. Вот есть некто могущественный демон, король, все дела… Зачем ему на физ? Он что, с головой не дружит, чтоб в плотные соваться? Но окей, допустим он тупой король демонов и ему надо на физ (кстати, зачем?). Но почему он выбирает каких-то подростков из американской глубинки?!! Фильм «Реинкарнация» недавний. Или вообще неких обычных людей, детей, стариков? Не логичнее ли одержать известного актера, политика, миллиардера? Окей, ты пробрался в тело 15-летнего парня из Арканзаса. Что дальше? Пойдешь в школу?…
      И этого как будто никто не видит. Что мотивации у «зла» не просто нет, там какая-то антимотивация уже…

      • Почему бы не снимать об этом комедию? Отличный концепт ведь. Вот король демонов сидит, скучает тыщщщу лет, вдруг ему в голову приходит мысль вселиться в бомжа или радомного подростка, в чьём теле начинает творить непотребства хохмы ради. Ну и «мотивацию великого зла» высмеять до кучи.
        Ну а что ему ещё в таком теле делать?))

  • Ехал Грека через реку.
    Дно у речки в потрохах.
    Сунул Грека руку в реку —
    Душу тронул липкий страх.
    Чьих-то щупалец объятья
    Не отпустят никогда.
    Будет помнить крик последний
    Только тёмная вода…
    А мораль сей байки-яви
    Должен каждый понимать:
    Коль увидел духов Нави —
    Нехрен руки к ним совать.

  • По поводу любви людей строиться на всякого рода могильниках и тп — в точку. Несколько лет назад ужасались с мужем, как в Питере не далеко от метро Звездная, на территориях бывшего (фермы/комбината? Что оно было?🤔), короче того места где коровок и бычков выращивали и забивали в огромных количествах, само собой тут же кровушку с останками и прикапывая, начали строить высотки. А что, доступная цена, близость к метро. Горы трупов — пофиг. Из нескольких домов уже нормальный такой человейник.
    Впечатлилсо образами червей переваривателей, хотеть знать, какой метод чистки, от таких нам не товарищей, авторы считают эффективным? Можно ли очиститься от них стандартными солями/окуриваниями? Или же есть какой-то хитрозадуманный способ?

  • Я всегда знала, что с этими дольменами что-то не так. Когда с классом ездили к ним на экскурсию, не покидало ощущение, что что-то не так. Трепета «перед историей» я не испытала, в дольмен залезть не решилась, хотя многим было весело фотографироваться и в них, и на них… Только несколько человек, как и я, постояли рядом, ознакомились и отошли. Это же могила! Вы по кладбищу так же ходите??? Бррр.

Добавить комментарий